Аннотация к рабочей программе группы младшего возраста (3-4 года) Рабочая программа группы младшего возраста - это локальный документ внутреннего пользования, обязательный к разработке и исполнению, а также основание для оценки качества образовательного процесса. Рабочая программа (далее РП) разработана педагогами, непосредственно работающими с детьми младшего возраста (3-4 года) и утверждена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №7» (далее МБДОУ № 7), осуществляющим образовательную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования. Программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом заведующего МБДОУ №7. Программа ориентирована на детей раннего возраста от 3 до 4 лет и реализуется в течение всего времени их пребывания в дошкольной образовательной организации. Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы Программы, являются: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года); Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями от 08 сентября 2020г.); СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29.01.2021г, регистрационный №62296; Устав МБДОУ № 7 (утв. Приказом Управления образования Артемовского городского округа от 24.10.2016г. № 253). Рабочая программа выполняет функции индивидуального инструмента педагогов, с помощью которого они определяют наиболее оптимальные и эффективные для детей младшего возраста (3-4 года) содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС ДО и образовательной программе дошкольного образования МБДОУ №7. Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальную модель образования детей младшего возраста (3-4 года). Цель Программы: моделирование образовательной деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования с учётом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников младшего возраста (3-4 года). В основе реализации Программы лежат принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которые предполагают: - полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития, - индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; - партнерство с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёт этнокультурной ситуации развития детей. - обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования Особое внимание в Программе уделяется физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию личности ребенка, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: - патриотизм; - активная жизненная позиция; - творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; - уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной и музыкальной деятельности, двигательной формы активности Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, - познавательной, - речевой, - художественно-эстетической, - физической. Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: – восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), – конструирование из разного материала, включая конструкторы, бумагу, природный и иной материал, – изобразительная (рисование, лепка), – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения), – двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержательный раздел Программы включает так же описание коррекционноразвивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также описание особенностей воспитательного процесса, организуемого в ДОО (цели и задачи воспитания, виды, формы и содержание воспитательной деятельности с детьми). Прилагается календарный план воспитательной работы. Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, а именно описание: – психолого-педагогических, кадровых, материально-технических условий, – особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, – особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик, – способов и направлений поддержки детской инициативы, –особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников, - особенности организации образовательной деятельности, – особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема, объем части, формируемой участниками образовательных отношений - 40% от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений построена на основе региональной специфики, ориентирована на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. И предусматривает выполнение следующих целей и задач: Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников. Задачи: - Способствовать развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности, положительной самооценке, доверия к миру как основы социального становления личности, - Вовлекать ребенка в элементарную познавательную, исследовательскую деятельность, - Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки ребенка, радостные переживания от положительного поступка, - Побуждать ребенка к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, бытовыми предметами во взаимодействии со сверстниками, - Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем. Для достижения цели и задач первостепенное значение имеют: - формирование у дошкольников личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (посёлка), Свердловской области; - создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности; - осуществление деятельного подхода в приобщении детей к культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование); - создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта; - разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет.