описание модели работы с одаренными и талантливыми детьми

Аннотация:
Данная статья раскрывает организацию работы педагогического
коллектива МБДОУ №7 в обеспечении условий для поддержки и развития
одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для
проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.
Эта работа осуществляется в рамках дополнительного образования,
направленного на расширение потенциала творческих, физических,
интеллектуальных, музыкальных, художественных способностей детей через
активизацию детской жизнедеятельности, которая строится на основе
программ, разработанных педагогами ДОУ.
В ДОО ведется работа по созданию условий для выявления и развития
одаренности у детей, их самореализации, самоопределения в соответствии со
способностями. Основная задача данной работы состоит в том, чтобы помочь
ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий
потенциал.
Описание модели работы с одаренными и талантливыми детьми:
(слайд №2) Проблема одаренности и организации работы с одаренными
детьми вызывает большой интерес на протяжении многих лет и чрезвычайно
актуальна для современного российского общества В современном обществе
возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных,
способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые
цели. Современное состояние системы образования характеризуется большим
вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала одаренного
ребенка. Поэтому, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных,
талантливых детей придается большое значение. Сегодня одаренный ребенок
рассматривается в качестве основного капитала государства.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня
общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при
реализации образовательных программ регулируются теперь на основании
ФГОС, основная миссия которых – преемственность целей, задач и содержания
различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности
дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни
человека.
Основой
современных
образовательных
программ
является
педагогическая поддержка индивидуальности одаренного ребенка. Тенденция
инклюзивного образования также включает в себя работу с детьми с
индивидуальными возможностями, основной идеей которой является принятие
ребенка таким, каков он есть.
(слайд №3) Проявление неординарных и творческих способностей может
быть замечено уже в дошкольном возрасте. Наша задача – обучать и
воспитывать ребенка в естественной для него микросреде и создавать условия
для развития и максимальной реализации его выдающихся способностей.

(слайд №4) Что такое одаренность? Кто такой одаренный ребенок? Это
подарок педагогу или проблема для него? Как определить одаренность
ребенка? Как в современных условиях выявить и организовать работу с
одаренными детьми? Сегодня этими вопросами озадачены все педагогидошкольники. Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно
сложный процесс, который учитывает множество аспектов деятельности,
мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка.
(слайд №5) На сегодняшний день большинство психологов признает, что
уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это
всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных
задатков и социальной среды (игровой, учебной, трудовой).
(слайд №6) Одаренные дети обычно обладают отличной памятью,
которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, с быстротой и
ловкостью усваивают новые виды деятельности. Их отличает способность
классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение ставить вопросы
чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
Одаренных детей отличает ловкость и скорость обучения по сравнению со
сверстниками, меньший объем помощи со стороны взрослых, повышенная
самостоятельность, стремление к творчеству, высокий уровень познавательной
мотивации, любознательности. Одаренные дети активны и всегда чем-то
заняты. Они стремятся самостоятельно работать. Они хотят учиться и
добиваться настоящих успехов. Возрастное развитие таких детей происходит
путем последовательных переходов от одной ступеньки к качественно другой.
(слайд №7) К сожалению, психологами было отмечено, что одаренный
ребенок сталкивается с целым рядом специфических проблем:
- нередко за смелость суждений, находчивость, активность, оригинальность
такие дети порицаются, так как воспитателями ценятся такие качества
малышей, как послушание, четкое выполнение правил. Возникает непонимание
ребенка со стороны взрослого, что в свою очередь, ведет к отсутствию интереса
у ребенка к обучению;
- на одаренного ребенка взрослые родители и педагоги порой возлагают
слишком большие надежды. Малыш, стараясь не огорчить взрослых, нередко
выполняет поставленные задачи, хотя на самом деле ему бы хотелось проявить
себя иначе;
- часто такие дети становятся изгоями в кругу сверстников.
Поэтому, работа с одаренными детьми в ДОО требует от педагогов знаний
детской психологии, индивидуального подхода, внимания, отзывчивости и
личностной готовности к работе с такими детьми.
(слайд №8) Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных
и талантливых детей является объединение усилий педагогов ДОО и родителей
с целью создания благоприятных условий реализации творческого потенциала
детей. Педагоги занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с
признаками одаренности, подборкой и систематизацией материала по работе с
такими детьми, организацией дополнительной работы в кружках, изучают

особенности работы с одаренными детьми, умеют найти к ним подход, создать
творческую благожелательную атмосферу и постоянно готовы дать максимум
теоретического и наглядного материала по темам, интересным детям.
(слайд №9) Модель работы с одаренными детьми в ДОО включает в себя
четыре основных направления
(слайд №10) Для раскрытия творческого потенциала детей, проявляющих
высокие индивидуальные способности, начиная с 4-х лет, педагоги используют
различные формы работы, которые предусматривают обогащение в обучении
детей с целью развития их способностей, создают доброжелательную
атмосферу, основанную на реализации идей педагогики сотрудничества.
Именно в такой атмосфере способности ребенка могут проявиться как можно
полнее. Это прогрессивная альтернатива ускорению, которая способствует
развитию ребенка на соответствующем уровне. При организации
индивидуальных занятий с такими детьми, а также в парах или «малых
группах», используются методы, стимулирующие самостоятельную поисковую
и творческую деятельность. Это позволяет развивать социализацию одаренных
детей. Работа с одаренными детьми в группе состоит в том, чтобы найти
правильный подход к такому ребенку, стать старшим товарищем, помощником
в реализации задуманной цели. В конце года при проведении мониторинга
усвоения Образовательной программы выявляются дети с ярко выраженными
способностями, которые в дальнейшем становятся победителями и призерами
фестивалей, выставок, соревнований, конкурсов разного уровня (от
муниципальных до международных). Доля победителей (1 места) из общего
числа конкурсантов составляет – 20,4% ; призеров (2 и 3 места) – 57,8% ;
участников – 90%.
(слайд №11) Особенности работы с одаренными детьми заключаются
также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках
дополнительного образования. Помимо индивидуальной работы с одаренными
детьми в ДОО, деятельность по развитию способностей одаренных малышей
дошкольного возраста проводится в различных кружках и секциях поселка
Буланаш. Для этого мы выстраиваем отношения с социальными партнерами.
Наши воспитанники посещают спортивные секции при ДЮСШ №25 и
спорткомплекса «Уралец» БМЗ, детскую школу искусств №2, различные
кружки при ЦОиПО, участвуют в программе сетевого взаимодействия по
ранней профессиональной ориентации дошкольников «Юный инженер» в
рамках программы «Уральская инженерная школа».
(слайд №12) В воспитании одаренного ребенка особенно значима роль
семьи. Очень многое зависит оттого, как поведут себя родители. Поэтому, мы
уделяем особое внимание таким семьям: Родители, как активные
участники образовательного процесса, получают консультативную помощь
педагогов, помогают предоставлять возможности получения информации
своим детям, помогают создать атмосферу успеха (подготовка к совместным
проектам, семейные посещения выставок, музеев, участие в творческих мастер
– классах, конкурсах, создание совместных презентаций, видеороликов и т. п.).

Проведя анкетирование среди родителей «Творческие способности детей»,
стало видно, что большая часть родителей хотят, чтобы с их детьми работали
по развитию одаренности. А для определенной категории семей актуально, что
именно в детском саду ведется такая работа.
(слайд №13) Но нельзя забывать, что одаренные дети остаются
дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими
особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления»
детей. И работа педагогов состоит в том, чтобы поддержать поистине
талантливых детей, которым наша суровая действительность подчас не
позволяет раскрыться в полной мере, не позволяет применять свою
одаренность. Очень важно уже сейчас оказать поддержку творческому
развитию одаренных детей.
(слайд №14) Перспектива работы с одаренными детьми представляет
собой комплексную работу, в которой пересекаются интересы разных научных
дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие
одаренных детей, а также профессиональной и личностной подготовки
педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными
детьми. Главное в работе с одаренными и талантливыми детьми - научиться
работать нестандартно, выбирать индивидуальный подход к способностям
каждого ребенка.
(слайд №15) В заключении необходимо напомнить, что основная цель
работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных
взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного
развития человеческой цивилизации.
Одаренные дети – особенные дети, которые участвуя в творческой
деятельности создают особый, прекрасный мир, а задача педагога – помочь им
обрести свое место в этом мире.

Наличие списка литературы:
1. Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка. Журнал «Обруч», 2005г
2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети, М.,1991г
3. Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991г
4. Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984г
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998г
6. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса М., 2000г
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. М., 2000г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».