Аннотация: Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МБДОУ №7 в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности. Эта работа осуществляется в рамках дополнительного образования, направленного на расширение потенциала творческих, физических, интеллектуальных, музыкальных, художественных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности, которая строится на основе программ, разработанных педагогами ДОУ. В ДОО ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренности у детей, их самореализации, самоопределения в соответствии со способностями. Основная задача данной работы состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал. Описание модели работы с одаренными и талантливыми детьми: (слайд №2) Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес на протяжении многих лет и чрезвычайно актуальна для современного российского общества В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Современное состояние системы образования характеризуется большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала одаренного ребенка. Поэтому, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придается большое значение. Сегодня одаренный ребенок рассматривается в качестве основного капитала государства. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании ФГОС, основная миссия которых – преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека. Основой современных образовательных программ является педагогическая поддержка индивидуальности одаренного ребенка. Тенденция инклюзивного образования также включает в себя работу с детьми с индивидуальными возможностями, основной идеей которой является принятие ребенка таким, каков он есть. (слайд №3) Проявление неординарных и творческих способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Наша задача – обучать и воспитывать ребенка в естественной для него микросреде и создавать условия для развития и максимальной реализации его выдающихся способностей. (слайд №4) Что такое одаренность? Кто такой одаренный ребенок? Это подарок педагогу или проблема для него? Как определить одаренность ребенка? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одаренными детьми? Сегодня этими вопросами озадачены все педагогидошкольники. Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно сложный процесс, который учитывает множество аспектов деятельности, мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка. (слайд №5) На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков и социальной среды (игровой, учебной, трудовой). (слайд №6) Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, с быстротой и ловкостью усваивают новые виды деятельности. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Одаренных детей отличает ловкость и скорость обучения по сравнению со сверстниками, меньший объем помощи со стороны взрослых, повышенная самостоятельность, стремление к творчеству, высокий уровень познавательной мотивации, любознательности. Одаренные дети активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся самостоятельно работать. Они хотят учиться и добиваться настоящих успехов. Возрастное развитие таких детей происходит путем последовательных переходов от одной ступеньки к качественно другой. (слайд №7) К сожалению, психологами было отмечено, что одаренный ребенок сталкивается с целым рядом специфических проблем: - нередко за смелость суждений, находчивость, активность, оригинальность такие дети порицаются, так как воспитателями ценятся такие качества малышей, как послушание, четкое выполнение правил. Возникает непонимание ребенка со стороны взрослого, что в свою очередь, ведет к отсутствию интереса у ребенка к обучению; - на одаренного ребенка взрослые родители и педагоги порой возлагают слишком большие надежды. Малыш, стараясь не огорчить взрослых, нередко выполняет поставленные задачи, хотя на самом деле ему бы хотелось проявить себя иначе; - часто такие дети становятся изгоями в кругу сверстников. Поэтому, работа с одаренными детьми в ДОО требует от педагогов знаний детской психологии, индивидуального подхода, внимания, отзывчивости и личностной готовности к работе с такими детьми. (слайд №8) Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных и талантливых детей является объединение усилий педагогов ДОО и родителей с целью создания благоприятных условий реализации творческого потенциала детей. Педагоги занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, организацией дополнительной работы в кружках, изучают особенности работы с одаренными детьми, умеют найти к ним подход, создать творческую благожелательную атмосферу и постоянно готовы дать максимум теоретического и наглядного материала по темам, интересным детям. (слайд №9) Модель работы с одаренными детьми в ДОО включает в себя четыре основных направления (слайд №10) Для раскрытия творческого потенциала детей, проявляющих высокие индивидуальные способности, начиная с 4-х лет, педагоги используют различные формы работы, которые предусматривают обогащение в обучении детей с целью развития их способностей, создают доброжелательную атмосферу, основанную на реализации идей педагогики сотрудничества. Именно в такой атмосфере способности ребенка могут проявиться как можно полнее. Это прогрессивная альтернатива ускорению, которая способствует развитию ребенка на соответствующем уровне. При организации индивидуальных занятий с такими детьми, а также в парах или «малых группах», используются методы, стимулирующие самостоятельную поисковую и творческую деятельность. Это позволяет развивать социализацию одаренных детей. Работа с одаренными детьми в группе состоит в том, чтобы найти правильный подход к такому ребенку, стать старшим товарищем, помощником в реализации задуманной цели. В конце года при проведении мониторинга усвоения Образовательной программы выявляются дети с ярко выраженными способностями, которые в дальнейшем становятся победителями и призерами фестивалей, выставок, соревнований, конкурсов разного уровня (от муниципальных до международных). Доля победителей (1 места) из общего числа конкурсантов составляет – 20,4% ; призеров (2 и 3 места) – 57,8% ; участников – 90%. (слайд №11) Особенности работы с одаренными детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Помимо индивидуальной работы с одаренными детьми в ДОО, деятельность по развитию способностей одаренных малышей дошкольного возраста проводится в различных кружках и секциях поселка Буланаш. Для этого мы выстраиваем отношения с социальными партнерами. Наши воспитанники посещают спортивные секции при ДЮСШ №25 и спорткомплекса «Уралец» БМЗ, детскую школу искусств №2, различные кружки при ЦОиПО, участвуют в программе сетевого взаимодействия по ранней профессиональной ориентации дошкольников «Юный инженер» в рамках программы «Уральская инженерная школа». (слайд №12) В воспитании одаренного ребенка особенно значима роль семьи. Очень многое зависит оттого, как поведут себя родители. Поэтому, мы уделяем особое внимание таким семьям: Родители, как активные участники образовательного процесса, получают консультативную помощь педагогов, помогают предоставлять возможности получения информации своим детям, помогают создать атмосферу успеха (подготовка к совместным проектам, семейные посещения выставок, музеев, участие в творческих мастер – классах, конкурсах, создание совместных презентаций, видеороликов и т. п.). Проведя анкетирование среди родителей «Творческие способности детей», стало видно, что большая часть родителей хотят, чтобы с их детьми работали по развитию одаренности. А для определенной категории семей актуально, что именно в детском саду ведется такая работа. (слайд №13) Но нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей. И работа педагогов состоит в том, чтобы поддержать поистине талантливых детей, которым наша суровая действительность подчас не позволяет раскрыться в полной мере, не позволяет применять свою одаренность. Очень важно уже сейчас оказать поддержку творческому развитию одаренных детей. (слайд №14) Перспектива работы с одаренными детьми представляет собой комплексную работу, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Главное в работе с одаренными и талантливыми детьми - научиться работать нестандартно, выбирать индивидуальный подход к способностям каждого ребенка. (слайд №15) В заключении необходимо напомнить, что основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации. Одаренные дети – особенные дети, которые участвуя в творческой деятельности создают особый, прекрасный мир, а задача педагога – помочь им обрести свое место в этом мире. Наличие списка литературы: 1. Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка. Журнал «Обруч», 2005г 2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети, М.,1991г 3. Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991г 4. Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984г 5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998г 6. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса М., 2000г 7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. М., 2000г