2022г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
1.1. Цели и задачи Программы воспитания
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.2.1. Уклад образовательной организации
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
1.2.3. Общности дошкольной организации
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в дошкольной организации
1.3.Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего
возраста (до 3 лет)
1.3.2.Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8
лет)
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание Программы воспитания в соответствии с образовательными областями
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в ДОО
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События дошкольной организации.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Раздел IV. Самоанализ воспитательной работы.

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания является частью Основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №7.
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) обеспечивает
реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
Программа воспитания строится на целеполагании, достижении ожидаемых
результатов, видах детской деятельности, условиях формирования воспитывающей,
личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников
образовательных отношений:
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
Назначение рабочей программы воспитания – помочь в решении проблем
гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживание ответственных
взаимоотношений воспитанников с окружающими их людьми.
В центре рабочей программы воспитания в соответствии с ФГОС ДО находится
личностное развитие воспитанников, направленное на нравственное воспитание,
приобщение их к российским традиционным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение воспитанниками личностных
результатов: воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной
позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных
ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Реализуя Программу воспитания, педагогический коллектив образовательной
организации берет за основу следующее понятие:
ВОСПИТАНИЕ - «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде».
Программа воспитания учитывает ключевые идеи Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России:
гражданина России является общим делом;
сложность
воспитания, развития личности и социально-профессионального самоопределения в
сетевом мире;
сса воспитания и развития личности;

в процессе образования;
-смыслового
пространства воспитания и развития личности.

Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения
воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Программа воспитания направлена на достижение следующих результатов,
необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим поколениям:
е наивысшей
ценностью;
– продолжателем традиций
предков, защитником Земли, на которой родился и вырос; осознание личной
ответственности за Россию;
признание
за другим человеком права иметь свое мнение;
других
людей; внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого
человека;
законы России; уважение к чужой собственности, месту постоянного проживания;
проявляющий
интерес и уважение к культуре, русскому языку и языкам предков;
и
развитии новых культурных направлений;

осознание себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии;
помощи
социально-незащищенным гражданам;
на
протяжении всей жизни; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех
сферах жизни;
взаимодействию и сотрудничеству;
е;

познавательная

активность;
мобильность; активная гражданская позиция;
нности для жизни и самореализации; трудовая и
экономическая активность.
Ценности в основных направлениях воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.

Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных во ФГОС ДО:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он
живет;
- знаком с произведениями детской литературы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п.
Программа воспитания реализуется через календарный план воспитательной
работы с указанием конкретных мероприятий. Программа позволяет педагогическим
работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание
подрастающего поколения.
Нормативно-правовое и информационное обеспечение
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. №
1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20
http://form.instrao.ru;
8. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru
9. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №7

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
Основной целью педагогической работы является формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
1.1. Цели и задачи Программы воспитания
Основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд,
родина, природа, культура, здоровье, человек), основная цель воспитания – личностное
развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе
базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать
решение следующих задач:
интеллектуальных, эстетических
качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в
соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и
склонностями;
ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности,
активной жизненной позиции;
ми детьми, взрослыми и
окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного
человека;
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и
мира, умения общаться с разными людьми;
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической
поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, развития и образования детей.
Цели и задачи Программы воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, через виды активности:
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический,
культурно-исторический и практичные подходы.
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии:
- развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
- идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
- амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически
детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС
ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного
развития
личности;
воспитание
взаимоуважения,
трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их
освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования;
Конструирование воспитательной среды ДОО строится на основе следующих
элементов:
социокультурный
контекст,
социокультурные
ценности,
уклад,
воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий
обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач
воспитания и становления личности ребенка.

1.2.1. Уклад образовательной организации
Основные традиции воспитания в образовательной организации:
- стержнем годового цикла воспитательной работы ДОО являются ключевые
общесадиковские мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ»,
коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые
осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является
обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта
(коллективного или индивидуального каждого участника);
- педагогические работники ДОО ориентированы на формирование детского коллектива
внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть,
заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
- ключевой фигурой воспитания в ДОО является воспитатель группы, реализующий по
отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является
для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность
за создание условий для личностного развития ребенка.
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитательный процесс в ДОО организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного
накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности,
гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости
изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной
среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно
действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и
пользования материалами, оборудованием.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
ет, творит, получает опыт деятельности,
в особенности – игровой.
1.2.3. Общности дошкольной организации
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
ДОО.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
ориентиров, норм общения и поведения;

незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
чувства
доброжелательности;
чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
общество
сверстников
(организованность,
общительность,
отзывчивость,
щедрость,
доброжелательность и пр.);
, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают общие ценности, цели
развития и воспитания детей, уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у
всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с
младшими детьми. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
первым;
– всегда обязательная часть приветствия;

лагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;

идеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

спитателя детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на
идеи и поведение человека.
Основные направления работы в создании и регулировании социокультурного
пространства ДОО:
- определение воспитательных задач на основе анализа цели воспитания и модели
воспитательной системы ДОО;
- анализ состояния социокультурной среды ДОО;
- проведение социокультурных событий (совместные досуги, праздники, выставкиярмарки и т.п.);
- создание и поддержка определенных принципов, правил, норм взаимодействия и стиля
отношений между детьми, педагогами, родителями в ходе подготовки и проведения
социокультурных событий;
- поддержка детских инициатив, создание временных творческих коллективов детей,
родителей и педагогов для подготовки и проведения социокультурных событий;
- оформление ДОО.
Социокультурный
контекст
воспитания
учитывает
этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов
воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в дошкольной организации
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. В
качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные
виды деятельности и культурные практики:
-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.3.Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности
ребенка.
Поэтому, результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых
ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и
дошкольного возрастов.
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)
Направления
воспитания
Патриотическое
Социальное

ценности

показатели

Родина,
природа
Человек,
семья,
дружба,
сотрудничество

Проявляющий привязанность, любовь к семье,
близким, окружающему миру
Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие,
доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении. Способный
общаться с другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств общения.
Проявляющий интерес к окружающему миру и
активность в поведении и деятельности.
Выполняющий действия по самообслуживанию:
моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий
элементарные
правила
безопасности в быту, в ОО, на природе.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

Познавательное

Знание

Физическое
и оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

1.3.2.Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Направления
воспитания
Патриотическое

ценности
Родина,
природа

Социальное

Человек,
семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

показатели
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному поступку,
проявляющий
задатки
чувства
долга:
ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между
людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
на основе общих интересов и дел.
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом, проявляющий активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности
и в
самообслуживании, обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.
Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности, проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный
воспринимать
и
чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве,
стремящийся
к
отображению
прекрасного
в
продуктивных
видах
деятельности,
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
2.1. Содержание Программы воспитания в соответствии с образовательными
областями
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественноэстетическое развитие

Содержание
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
формирование
познавательных
действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой
активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Владение речью как средством общения и культуры;
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной
культурой.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений.

Физическое развитие

Становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании,
двигательном
режиме,
закаливании,
при
формировании полезных привычек и др.).

2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви,
интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу
России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за
настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
народа;
приобщение детей к
российским общенациональным традициям;
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.
Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии
(сопереживания),
коммуникабельности,
заботы,
ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
деятельности;
чувства – свои и других людей;

2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье.
Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где
безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и
здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического
и эстетического развития ребенка;

среды;
-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
здоровья
и безопасного образа жизни;
ого питания, выстраивание правильного режима дня;
Направления деятельности воспитателя:
игр,
дворовых игр на территории детского сада;
-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у
дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они
становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
ебенка навыки поведения во время приема пищи;
и чистоте тела;
в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна
вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его
нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к
труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Направления воспитательной работы:
использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
шки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
почувствовали ответственность за свои действия;
примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам
человеческого общества.
Основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на
внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и
других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Направления воспитательной работы:
делами,
интересами, удобствами;
а, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
ворить четко, разборчиво, владеть
голосом;
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности:
-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;

произведений в жизнь ДОО;
азвивающей среды и др.;
на
русском и родном языке;
разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в ДОО
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра
широко используется и как самостоятельная форма работы с детьми, и как эффективное
средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах.
Приоритет отдается творческим играм (строительно-конструктивные, игры-драматизации
и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с
правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей. Организованное проведение этой формы работы
обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы
(во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации
дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном
внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный
материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного
накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности,
гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости
изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной
среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно
действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и
пользования материалами, оборудованием.
Основные социальные институты, взаимодействующие с дошкольной
организацией: ЦОиПО, ЦКиК «Родина», общеобразовательные и дошкольные
организациями поселка, пожарная часть поселка, ДЮСШ №25, детская библиотека,
Советом ветеранов, ГИБДД, ТОМС поселка Буланаш.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного
окружения ДОО.
Групповые формы работы:
воспитания и социализации детей.

клубы, участвуя в которых родители могут получать рекомендации от
специалистов и воспитателей, обмениваться собственным опытом в пространстве
воспитания детей дошкольного возраста.
-классы, круглые
столы с приглашением специалистов.
воспитания детей дошкольного возраста.
посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные
консультации специалистов и воспитателей.
Индивидуальные формы работы:
связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста.
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
в
реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательнозначимые виды совместной деятельности:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе,
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических,
национальных и пр.).
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои
собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО,
воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей
(законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.
Уклад устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции,
психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов,
способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми
друг с другом.
Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения
участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику
и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового
цикла жизни ДОО.
Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги:
№
п/п
1

2

3

Шаг
Определить ценностно-смысловое
наполнение жизнедеятельности ДОО.

Оформление

Устав
ДОО,
локальные
акты,
внутренняя
символика,
правила
внутреннего распорядка обучающихся,
правила
внутреннего
трудового
распорядка
Отразить
сформулированное ООП-ОП МБДОУ №7
ценностно-смысловое наполнение во Рабочая Программа воспитания МБДОУ
всех форматах жизнедеятельности
№7
ДОО:
– специфику организации видов
деятельности;
–
обустройство
развивающей
предметно-пространственной среды;
– организацию режима дня; разработку
традиций и ритуалов ДОО;
– праздники и мероприятия.
Обеспечить
принятие
всеми Требования к кадровому составу и
участниками
образовательных профессиональной
подготовке
отношений уклада ДОО.
сотрудников.

Взаимодействие ДОО с семьями
воспитанников.
Социальное
партнерство
ДОО
с
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные
акты.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События дошкольной организации.
Особенности организации воспитательного процесса в ДОО включают виды и
формы деятельности, реализующиеся на основе последовательных циклов, которые при
необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем
возрасту варианте неограниченное количество раз.
Эти циклы представлены следующими элементами:
погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах: чтение, просмотр,
экскурсии и пр.;
разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Последовательность циклов может изменяться, цикл может начинаться с яркого
события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному
содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в пространстве
воспитания могут быть интегративными, посвященными нескольким ценностям
одновременно.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений (событий) воспитательной работы:
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная
ситуация.
Событие «Праздник круглый год» - детский праздник - одна из наиболее
эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник
вообще, а детский - в частности, принято определять как явление эстетически-социальное,
интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость,
красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие
праздничной ситуации, способствует более полному художественному осмыслению
детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств,
навыков нравственного поведения в настоящем.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей
целью формирования личности ребёнка и достигается при условии четкой ориентации на
психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
ДОО организует праздники в форме тематических мероприятий: праздник осени,
новый год, рождество, колядки, день защитников отечества, мамин праздник, день
Победы, а так же утренников в музыкальном зале или в группах.
Событие «Я и моя семья» - в основе современного взгляда на взаимодействие
семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и
дополнить их воспитательную деятельность.
Основные направления работы с родителями
Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же
согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня
общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания
через реализацию двух направлений работы:
информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей,
режимом работы ДОО, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса,
привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
обучающее, практико-ориентированное – формирование у родителей опыта
руководства детской деятельностью и общением, гуманизация детско-родительских
отношений;
включение родителей в содержательную совместную деятельность с
дошкольной организацией: участие в организации развивающей среды и воспитательнообразовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.
Событие «Тематические проекты» - в воспитательно-образовательном процессе
ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают
участие дети и педагоги детского сада, а также вовлекаются родители и другие члены
семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и
поддержки ребенку и педагогу, но и стать непосредственными участниками
образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В основу события положена идея о направленности воспитательной, учебнопознавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при
решении той или иной значимой проблемы.
Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить
необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы
дошкольников и получить ощутимый результат.
Внешний результат - продукт - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием
дошкольника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Событие «Детская безопасность» - модуль ориентирован на подготовку ребенка к
встрече с возможными трудностями, формируя представления о наиболее опасных
ситуациях, прививая дошкольнику навыки безопасного поведения в быту, социуме и
природе.
Содержание деятельности, направленно на создание условий безопасности
жизнедеятельности, сформирование социального опыта, личностные качества ребёнка на
основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и
игровых ситуациях.
В рамках события у детей дошкольного возраста формируются представления о
значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного
движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в
экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на
улице и др.
Событие «Юные волонтеры» - направлен на воспитание гуманных чувств, учить
дошкольников сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»
животным. Быть готовым помочь кому-нибудь, уметь пожалеть, простить, просто из
чувства сострадания и человеколюбия.

Событие «Мир глазами детей» - здесь дошкольники учатся говорить,
рассказывать и общаться, знакомятся с новыми профессиями, социальными ролями и
поведением, современными техническими возможностями.
Задачи, решаемые Модулем:

-значимых ценностей
.
Событие «Воспитательная среда» - воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с РППС ДОО как:
• оформление интерьера помещений детского сада (коридоров, зала, лестничных пролетов
и т.п.) и их периодическая переориентация;
• размещение на стенах детского сада регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
дошкольников; картин
определенного
художественного
стиля,
знакомящего
дошкольников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в детском саду;
• озеленение территории детского сада, разбивка клумб;
• благоустройство групповых ячеек, осуществляемое воспитателями вместе с
дошкольниками, позволяющее воспитанникам проявить свои фантазию и творческие
способности.
Событие «Экскурсии и походы» - помогают дошкольнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных ситуациях.
• пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые педагогами
совместно с родителями: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу;
• турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей
дошкольников.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического
процесса представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как:
- постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;
- создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными
воспитанниками;
- применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического
процесса;
- обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий
для его эффективного протекания;
- использование необходимых приемов стимулирования активности обучающихся;
- установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического
процесса.
Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога всегда
подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее эффективности можно судить и
по таким критериям, как:
рактер сложившихся взаимоотношений,

Воспитательная деятельность представляет собой различные методы, средства и
приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия. Основным
признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех
педагогов ДОО направленная на развитие личности ребенка, социального становления,
гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.
При организации воспитательных отношений необходимо включать дошкольников
в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям,
деятельность, направленную на:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма;
- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- готовности к осознанному выбору профессии;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры,
активной жизненной позиции.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Организация предметно-пространственной среды строиться с учетом принципа
интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников. Решение программных воспитательных задач
предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной
деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
РППС ДОО как:
- оформление интерьера дошкольных помещений (групп, спален, коридоров, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
- размещение на стенах ДОО регулярно сменяемых экспозиций;
- озеленение территории, разбивка клумб, посадка деревьев;
- оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ
на зоны активного и тихого отдыха;
- регулярная организация и проведение конкурсов, творческих проектов по
благоустройству участков, территории;
- акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды,
плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его
традициях, правилах.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами
оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в
«Центр книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный домик», делают стаканчики для
карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д.
Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают
какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов деятельности.
Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
2. Совместное оформление помещений ДОО. В рекреациях, коридорах,
лестничных пролетах детского сада традиционно оформляются фотовыставки,
фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам

реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и
интересными делами других детей.
3. Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает
оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям, праздникам.
Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, рисуют
открытки, флажки, цветочки и пр.
4. Благоустройство территории ДОО. Педагоги приобщают дошкольников не
только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и
благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт
ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.
1.Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
- физические риски
- психологические риски
- нравственные риски
2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3. Принцип соответствия
- возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
- индивидуальным особенностям
- специальным особенностям ребенка.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования
развивающей среды, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при
формировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо уделять
внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и
оборудования.
5. Физическая активность - важнейшая потребность ребенка и одна из ведущих
областей дошкольного образования. Она способствует формированию самостоятельности
и инициативности, укреплению чувства уверенности в себе, эмоциональному комфорту
детей.
Профессиональный
подход
в
организации
развивающей
предметнопространственной среды образовательного учреждения является важным условием для
создания оптимального режима двигательной активности дошкольников разных
возрастных групп.
Обстановка группы и оснащение участка дают избыточные возможности для
разнообразных движений:
- групповые комнаты, в которых созданы центры «Физического развития» для
совершенствования двигательных навыков;
- оборудованы музыкально- физкультурный зал;
- оборудована спортивная площадка.
6. Труд, как часть нравственного становления. Воспитательная деятельность
направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным
аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности
(учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий
при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и
моральная мотивация детского труда.

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Наименование должности
Заведующий ДОО

Старший воспитатель

Функционал, связанный с организацией и
реализацией воспитательного процесса
-управляет воспитательной деятельностью
на уровне ДОО;
-создает
условия,
позволяющие
педагогическому
составу
реализовать
воспитательную деятельность;
-проводит анализ итогов воспитательной
деятельности в ДОО за учебный год;
-планирует воспитательную деятельность в
ДОО на учебный год, включая календарный
план воспитательной работы на учебный
год;
-регулирование
воспитательной
деятельности в ДОО;
-контроль за исполнением управленческих
решений по воспитательной деятельности в
ДОО
-организация воспитательной деятельности
в ДОО;
-разработка необходимых для организации
воспитательной деятельности в ДОО
нормативных документов (положений,
инструкций,
проектов
и
программ
воспитательной работы и др.);
-планирование работы в организации
воспитательной деятельности;
-организация практической работы в ДОО в
соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
-проведение
мониторинга
состояния
воспитательной деятельности в ДОО
совместно с Педагогическим советом;
-проведение
анализа
и
контроля
воспитательной
деятельности,
распространение
опыта
других
образовательных организаций;
-формирование мотивации педагогов к
участию в разработке и реализации
разнообразных
образовательных
и
социально значимых проектов;
-информирование о наличии возможностей
для участия педагогов в воспитательной
деятельности;
-наполнение сайта ДОО информацией о
воспитательной деятельности;
-организационно-координационная работа
при
проведении
общесадовских
воспитательных мероприятий;
-участие воспитанников в городских,

Педагог-психолог

Воспитатель,
музыкальный руководитель,
учитель-логопед

конкурсах и т.д.;
-организационно-методическое
сопровождение
воспитательной
деятельности педагогических инициатив;
-развитие сотрудничества с социальными
партнерами;
-стимулирование активной воспитательной
деятельности педагогов
-оказание
психолого-педагогической
помощи;
-осуществление
социологических
исследований обучающихся;
-организация и проведение различных
видов воспитательной работы;
-подготовка предложений по поощрению
обучающихся и педагогов за активное
участие в воспитательном процессе.
-обеспечивает
занятие
обучающихся
творчеством, медиа, физической культурой;
-формирование у обучающихся активной
гражданской позиции, сохранение и
приумножение нравственных, культурных и
научных ценностей в условиях современной
жизни, сохранение традиций ДОО;
-организация работы по формированию
общей культуры будущего школьника;
-внедрение здорового образа жизни;
-внедрение в практику воспитательной
деятельности научных достижений, новых
технологий образовательного процесса;
-организация участия обучающихся в
мероприятиях, проводимых районными,
городскими и другими структурами в
рамках воспитательной деятельности.

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации программы воспитания в ДОО включает:
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный
 закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г.
Основные локальные акты:
- Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования МБДОУ № 7;
- Годовой план работы МБДОУ;
- Календарный учебный график;
- Примерная Рабочая программа воспитания ДОО;

- Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной
деятельности в ДОО.
Локальные нормативные акты, методические разработки, образовательные
программы представлены на сайте http://7art.tvoysadik.ru
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование – это идеальная норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение,
взаимопомощь,
совместность,
сопричастность,
социальная
ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных
отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред:
- предметно-пространственная развивающая среда строится как максимально доступная
для детей с ОВЗ;
- событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
- рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями.
Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развивается на
принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными принципами реализации Программы воспитания в рамках
инклюзивного образования являются:
1) принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) принцип построения воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом
воспитания;
3) принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) принцип формирования и поддержки инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в
развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими, в
целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об
окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Раздел IV. Самоанализ воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным дошкольной
организацией направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в ДОО, являются:
 принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между воспитанниками и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором дошкольное
учреждение участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так
и стихийной социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа воспитательного процесса являются состояние организуемой в дошкольной
организации совместной деятельности детей и взрослых:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с
последующим обсуждением его результатов на заседании Совета педагогов.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось
решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в ДОО совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
детском саду комфортной и личностно - развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ старшим воспитателем и воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду
совместной деятельности детей и взрослых могут быть

- беседы со родителями,
- беседы с педагогами,
- при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании Совета педагогов. Внимание
при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общесадовских мероприятий;
- качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
- качеством организации предметной развивающей среды ДОО;
- качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных
мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДОО является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу ДОО, и проект направленных на это управленческих решений.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».