Положение о работе педагога-психолога МБДОУ № 7

1.8. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом учреждения
и родителями (законными представителями) воспитанников.
1.9. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание педагогомпсихологом
и
воспитателем
сущности
их
профессионального
взаимодействия.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное
сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие
плодотворной работы.
1.10. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами в
области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и попечительства,
органами внутренних дел, представителями общественности, оказывающими ДОУ помощь в
воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе
равенства и взаимодополняемости позиций.
2. Цели и задачи
2.1. В своей деятельности в учреждении педагог-психолог исходит из необходимости
реализации как образовательных, так и социальных целей системы дошкольного образования.
2.2. Образовательная цель – это приобретение воспитанниками учреждения необходимых
знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
2.3. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя
из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также
в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и
уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления
прав и свобод другой личности.
2.4. Целью деятельности педагога-психолога учреждения являются:
-содействие администрации и педагогическому коллективу учреждения в создании социальной
ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей
психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и других участников воспитательнообразовательных отношений;
-содействие в приобретении воспитанниками учреждения психологических знаний, умений и
навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в
жизни.
2.5. К основным задачам педагога-психолога учреждения относятся:
-психологический анализ социальной ситуации развития в учреждении, выявление основных
проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
-содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом
возрастном этапе;
-формирование у детей способности к самоопределению и саморазвитию;
-содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата
в учреждении;
-психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и
способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям
воспитанников;
-профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также
развитии воспитанников учреждения;
-участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности
специалистов учреждения, образовательных программ и проектов, учебно-методических
пособий;
-участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании условий
психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе
непрерывного образования;

-содействие распространению и внедрению в практику учреждения достижений в области
отечественной и зарубежной психологии.
3. Организация деятельности педагога-психолога
3.1. Педагог-психолог учреждения является равноправным членом педагогического коллектива
учреждения. Принимает участие в работе Педагогических советов, педагогических
консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога в учреждении создается психологический
кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем
необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и
коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием.
3.3. Нагрузка педагога-психолога в учреждении составляет не более 36 часов в неделю и
определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется данными
правилами с учётом:
-выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
воспитательно-образовательных отношений в пределах не менее половины недельной
продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников
и образовательной деятельности, количество часов работы с участниками образовательных
отношений устанавливается администрацией ДОУ;
-подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки анализа и
обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, методическая работа
(семинары, педсоветы и т.д.), а также повышения квалификации.
3.4. Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с воспитанниками учреждения разных возрастов и различными
категориями взрослых.
3.5. Педагог-психолог ведёт учет проводимой в учреждении работы, согласовывает
планирование и представляет отчетность по административной и профессиональной линии.
3.6. График работы педагога-психолога согласовывается с заведующим учреждения. При
составлении графика работы педагога-психолога учитывается необходимость работы по
повышению квалификации.
3.7. На время отсутствия педагога-психолога в учреждении (болезнь, командировка, отпуск и
т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой
квалификацией.
3.8. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной
нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования и
науки Российской Федерации.
4. Основные направления деятельности педагога-психолога
4.1. Прикладное
–
психологическое
сопровождение
воспитательно-образовательной
деятельности, включая участие в составлении программы развития учреждения,
образовательных программ, создании учебных пособий, разработке психологических
оснований дидактических и методических материалов.
4.2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в учреждении.
4.3. В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, их
интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального
подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и
личностном самоопределении.
4.4. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями
(законными представителями) воспитанников, специалистами, воспитателями и др.
4.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для
всех участников воспитательно-образовательных отношений в учреждении, развитию детей и
их творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению
психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного
возраста, занимается профилактикой подобных нарушений.

5. Основные виды деятельности педагога-психолога
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1. Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и определяется
необходимостью формирования у педагогических работников и родителей (законных
представителей) и детей потребности в психологических знаниях, желании использовать их в
интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и
самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных
нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5.1.2. В рамках психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет
следующие мероприятия:
-проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям (законным
представителям) и воспитателям рекомендации по оказанию помощи воспитанникам в
адаптационный период;
-проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития с целью
выявления воспитанников с отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционноразвивающей помощи;
-участвует в приеме детей в группы, определяет психологическую готовность к школьному
обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции;
-предлагает родителям (законным представителям) методы занятий с ребенком для ликвидации
пробелов в подготовке к школе;
-совместно с педагогами учреждения намечает программу индивидуальной работы с детьми с
целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и
гармонического развития в процессе школьного обучения;
-проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной группы в
другую, намечая совместно с педагогами, родителями (законными представителями) программу
индивидуальной готовности к обучению на новом этапе;
-ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у
детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
-участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития воспитанников учреждения для наиболее
полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей;
-ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в учреждении, а именно
оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый ребенок, ребенок - ребенок) и консультирует педагогов, воспитателей и других работников по
широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
-способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов,
осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов
педагогического коллектива;
-проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий,
педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей,
актуальным задачам их развития.
5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности педагога-психолога является диагностика
развития личности воспитанников, углубленное психолого-педагогическое изучение детей на
протяжении всего периода дошкольного детства, определение

индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в
процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в
обучении и развитии.
5.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с
группами детей.
5.2.3. В рамках психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
-проводит в случае необходимости психологическое обследование воспитанника учреждения с
целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным
нормативам.
-проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью
обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в
личностном самоопределении.
-проводит диагностику общения воспитанников учреждения со взрослыми и сверстниками,
выявляют психологические причины нарушений общения.
-совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную
диагностику различных отклонений в психическом развитии для определения нарушений,
имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу, а также форм и
причин явного асоциального поведения.
5.3. Психологическая коррекция
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога
учреждения на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности
воспитанников. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения
соответствия развития детей возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому
коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и
склонностей.
5.3.2. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагогапсихолога по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами:
дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. – в
процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
5.3.3. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей определяемых в ходе
психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
5.3.4. В ходе психокоррекционной работы:
-педагог-психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программ, направленных на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и
личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
-педагог-психолог совместно с педагогом (воспитателем) разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом
развитии ребенка;
-развивающая и психокоppекционная работа может проводиться в процессе специальной
работы педагога-психолога с отдельными воспитанниками, специальной работы с группами
детей, в процессе воспитательных мероприятий и в формах, подразумевающих участие
родителей и других родственников ребенка.
5.3.5. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда
отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной
нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих
мер административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе
дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют
преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер
открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может

быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или
консультанта.
5.4. Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности педагога-психолога направлен на консультирование взрослых
и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях учреждения.
5.4.2. В процессе консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей
(законных представителей) и педагогов учреждения по проблемам обучения и воспитания
детей в форме педагогики сотрудничества, проводит индивидуальное или групповое
консультирование участников воспитательно-образовательной деятельности по проблемам
обучения, личностного развития и жизненного самоопределения по проблемам общения.
5.4.3. В процессе консультативного направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
-консультирует администрацию, специалистов, воспитателей, родителей (законных
представителей) по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической
основы педагогики сотрудничества;
-проводит индивидуальное и групповое консультирование воспитанников по проблемам
обучения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, самовоспитания и т.п.;
-способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей
общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в
педсоветах, методических объединениях, общих и групповых родительских собраниях, чтением
лекций и др.
-выступает в качестве эксперта - консультанта при решении вопросов о психическом состоянии,
особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и
попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных
решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в
специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и
т.п.);
-в качестве консультанта принимает участие в планировании воспитательно-образовательных
мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и
обусловленных условиями воспитания в учреждении.
6. Права и обязанности педагога-психолога
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и
любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации,
несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического
заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы,
обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность протоколов обследований,
документации в соответствии с формами установленного образца.
6.3. Педагог-психолог учреждения несет профессиональную ответственность за проведение
своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог учреждения:
-рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной
компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных
требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции
представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
-повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической
науки и практики, знает основы возрастной, педагогической

психологии;
-применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей,
психокоррекционной и психопрофилактической работы;
-препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой;
-в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического
и физического развития;
-выполняет распоряжения и указания заведующего и старшего воспитателя учреждения;
-оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении
основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, оказывает необходимую и
возможную помощь воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, содействует
развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах
детской и возрастной психологии;
-соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения,
полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление
с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции
или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;
-ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в соответствии с
предлагаемыми образцами отчетной документации.
6.5. В своей деятельности педагог-психолог учреждения имеет право:
-на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими распоряжениями
Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования
(продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);
-самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов
работ, выделяя приоритетные направления;
-на создание условий со стороны заведующего и старшего воспитателя учреждения,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
-отказываться от выполнения распоряжений заведующего и старшего воспитателя учреждения
в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам
его деятельности, определяемым настоящим Положением;
-знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной
деятельности;
-обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их
социального положения и прочих;
-участвовать с правом решающего голоса в работе Педагогического совета учреждения, в
работе Психолого-педагогического консилиума. В случае несогласия с решением указанных
органов педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения
соответствующих инстанций;
-участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов
профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
-проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на решение конкретных
вопросов процесса дошкольного образования, воспитания и развития личности воспитанников

-вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психологопедагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
-выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научнопопулярных газетах, журналах и пр.
7. Ответственность педагога-психолога учреждения
7.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов
психологического диагностирования, адекватность коррекционных методов, обоснованность
рекомендаций.
7.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации, сохранность
документов, отражающих деятельность его работы.
7.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально – технических
средств, вверенных ему для работы.
8. Документация педагога-психолога
К документации педагога-психолога учреждения относится:
• положение о работе педагога-психолога;
• годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом учреждения;
• календарные планы;
• банк психодиагностических методик;
• листы коррекционной работы;
• результаты психологического обследования;
• журнал регистрации индивидуальных консультаций;
• журнал запросов;
• планы и программы коррекционной работы;
• методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических работников;
• рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников учреждения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога является локальным нормативным
актом учреждения, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего учреждения.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».