Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 7

-предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
-формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
-воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального
благополучия в своей адаптивной среде;
-реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением
специальной помощи в развитии речи;
-осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов учреждения, родителей
воспитанников (законных представителей);
-совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами дошкольника;
-интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи в развитии
речи;
-распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики
речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
3. Направления логопедической помощи
3.1. Направления логопедической помощи в учреждении:
3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации
недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
-оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)
воспитанников учреждения;
-организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающей деятельности;
-организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с
требованиями к его оснащению;
-сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её анализ.
4. Порядок оказания логопедической помощи в учреждении:
4.1. Логопедическая помощь в учреждении оказывается при необходимости исправления
нарушений речи у дошкольников 4-7 лет на основании данных обследования детей.
4.3. Заведующий учреждением обеспечивает создание условий для проведения с детьми
коррекционной и педагогической работы; подбирает учителей-логопедов для коррекционной
работы.
4.4. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим образованием, владеющее методами нейропсихологического обследования
детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и
подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в
области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями
квалификационной характеристики.
5. Комплектование для оказания логопедической помощи в учреждении
5.1. Комплектование осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с
нарушениями речи, посещающих учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников для оказания логопедической помощи осуществляется на
основании приказа заведующего учреждением и заявления родителей (законных представителей)
воспитанника.
5.3. Для оказания логопедической помощи зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в
речевом развитии:
-фонематические;
-фонетико-фонематические;
-фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
5.4. Не подлежат приёму для оказания логопедической помощи в учреждении дети с тяжёлыми
нарушениями речи (ОНР - I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой психического
развития). Родителям (законным представителям) таковых детей рекомендуется направление в
специализированные дошкольные учреждения, в которых есть логопедические группы для
достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа
родителей (законных представителей) воспитанника от перевода ребёнка со сложной речевой

патологией в специализированные группы учитель-логопед детского сада не несёт
ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по
коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года.
5.6. Учитель-логопед учреждения в течение учебного года проводит обследование речевого
развития воспитанников учреждения, достигших 3-х летнего возраста. По результатам
обследования формируется списочный состав детей с 4 до 7 лет для коррекционной работы.
5.7. Прием детей для оказания логопедической помощи в учреждении производится по мере
освобождения места в течение всего учебного года.
5.8. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический пункт,
осуществляется заведующим учреждением.
6. Организация оказания логопедической помощи в учреждении
6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи являются
индивидуальные и подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми с учителем-логопедом учреждения проводятся ежедневно, как в часы
свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику, утвержденному
приказом заведующего учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими особенностями возраста детей и СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит
от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения индивидуальных занятий от
10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года при оказании логопедической помощи
соответствует работе учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных
особенностей воспитанников учреждения и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими НПОЗ
(не произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими фонетико-фонематические
нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент, заикание – 2 года. По решению
специалистов ПМПК.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности в учреждении обеспечивается:
-своевременным обследованием детей;
-рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности с детьми;
-планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;
-оснащением кабинета учителя-логопеда учреждения необходимым оборудованием и наглядными
пособиями;
-совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.
6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей, посещающих занятия
с учителем-логопедом, заключается договор о взаимодействии, заявление о зачислении ребенка
для оказания логопедической помощи учреждения.
6.9. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы составляет 20 часов, из которых 18 ч.
отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на
организационно-методическую и консультативную работу с педагогическими работниками и
родителями (законными представителями) воспитанников учреждения.
6.10. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и речевых
возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи
воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту произношения.
6.11. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками учреждения занятий несут
родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и заведующий
учреждением.
7. Участники коррекционно-образовательных отношений
7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений учреждения во время оказания
логопедической помощи являются ребенок, родители (законные представители) воспитанника,
учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель.

7.2. Обязанности учителя-логопеда учреждения:
-проведение обследования речевого развития детей учреждения, своевременное выявление детей с
первичной речевой патологией;
-регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи, оптимальное
комплектование групп;
-определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и подгрупповых
занятий;
-планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми, по исправлению
нарушений в развитии устной речи;
-составление индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии
устной речи, их интеграцию в учреждение;
-оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям)
воспитанников;
-отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников учреждения;
-корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов логопедической помощи
воспитанникам;
-оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада, родителям
(законными представителями) воспитанников в определении причин нарушений речи,
информирование их о ходе коррекционной работы, дача рекомендаций;
-осуществление работы по взаимодействию с воспитателями учреждения, педагогом-психологом,
врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами ПМПК;
-информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и результатах
работы;
-повышение
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей)
воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые
нарушения;
-ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной работы;
-участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
-составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:
-самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с воспитанниками
учреждения;
-повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в соответствии с
действующими нормативными документами;
-осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психологомедико-педагогической комиссии;
-контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей.
7.4. Ответственность учителя-логопеда:
-учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте учреждения, несет
ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой
патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с
нарушениями речи.
7.5. Воспитатель учреждения:
-создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики
нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;
-проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного
образования воспитанниками;
-наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки
формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития
устной речи;
-планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию
детей;
-участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных
и психофизиологических особенностей воспитанников учреждения;

-осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителемлогопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех
видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня;
-взаимодействует
с
учителем-логопедом,
родителями
(законными
представителями)
воспитанников учреждения по вопросам освоения образовательной программы детей;
-вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников,
зачисленных на логопедический пункт, обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
7.6. Администрация учреждения:
-обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
подбирает педагогических работников для коррекционной работы;
-обеспечивает специальным оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики
коррекционной работы согласно рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны руководствоваться в работе Положением об оказании
логопедической помощи в учреждении, соблюдать права детей, занимающихся с учителемлогопедом в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам, сотрудничать в плане
коррекционной работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах
ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС дошкольного
образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия благоприятные
для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками
учреждения по преодолению речевых нарушений ребенка.
8. Оказание логопедической помощи
8.1. Непосредственно руководство работой по оказанию логопедической помощи осуществляется
заведующим учреждением.
8.2. Контроль над работой по оказанию логопедической помощи осуществляется заведующим
учреждением.
9. Документация при оказании логопедической помощи учреждения
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед ведет
следующую документацию:
1) Утвержденный список воспитанников, зачисленных для оказания логопедической помощи в
учреждении.
2) Годовой план работы учителя-логопеда.
3) Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.
4) Выписка из протокола заседания ПМПК по вводу и выводу детей для оказания логопедической
помощи.
5) Речевые карты на каждого ребёнка.
6) Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника.
7) Акт обследования речевой деятельности.
8) Индивидуальные тетради воспитанников.
9) Журнал первичного обследования детей учреждения.
10) Список воспитанников учреждения, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало
каждого учебного года по результатам первичного обследования.
11) Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
12) График работы учителя-логопеда.
13) Журнал динамического наблюдения.
14) Журнал учета движения детей.
15) Журнал учета посещаемости.
16) Паспорт кабинета учителя-логопеда учреждения.
17) Рабочая программа.
18) Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение
10.1. Для оказания логопедической помощи в учреждении выделяется кабинет, отвечающий
требованиям действующих СаНПиН.
10.2. Не рекомендуется размещать на стенах кабинета картины, рисунки и таблицы, не связанные
с коррекционной деятельностью.

10.3. На администрацию учреждения возлагается ответственность за оборудование кабинета, его
санитарное состояние и ремонт.
10.4. Логопедическая помощь финансируется учреждением, на базе которого она оказывается.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным
нормативным актом учреждения, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».