19.11.2018
Сонорные звуки
К сонорным звукам русского языка относят:Р, Р`, Л, Л`.Если ваш ребёнок не правильно произносит эти звуки, заменяет их другими звуками или вовсе пропускает в свободной речи, следует выполнять комплекс определённых артикуляционных упражнений. Данные упражнения подготовят речевой аппарат малыша к постановке сонорных звуков и их правильному произношению.
Улыбка:спокойно широко улыбнуться и удерживать «улыбку» под счёт до 5 при этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Почистим зубы:улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх. При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов. При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.
Грибок:улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
Гармошка:улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, а язык полностью «приклеен» к нёбу.
Качели: губы в положении «улыбка», приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Обратите внимание: работать должен только язык, а нижняя челюсть и губы - неподвижны.
Индюк: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Обратите внимание: язык должен облизывать верхнюю губу, а не делать движения вперёд-назад.
Лошадка:улыбнуться, открыть рот, пощелкатькончиком языка. Упражнение следует выполнять в медленном темпе. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Маляр:улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Комплекс упражнений следует выполнять ежедневно перед зеркалом в хорошо освещённом помещении. Каждое упражнение в комплексе выполняется по 5 раз. Помните важно не количество повторений, а качество выполнения каждого упражнения.
Полезная литература:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Издательство: М.: Гном-Пресс Год: 1998
2. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков Издательство: Детство-пресс Год: 2011
3. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Издательство: Гном и Д Год: 2007
4. Куликовская Т.А. Название: Артикуляционная гимнастика в считалках Издательство ГНОМ и Д Год: 2008