03.10.2022
Введение новых стандартов предопределило
необходимость перестройки работы образовательной организации в соответствии с
требованиями государства. Но для того, чтобы в процессе
компетентностно-ориентированного образования сформировалась личность ребенка,
рядом должна быть личность педагога. На сегодняшний день вопросы, связанные с
управлениями знаний в образовательной организации имеют актуальное значение.
Процесс управления знаниями в дошкольной
образовательной организации носит системный характер, причем это относится к
любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением в
целом или, только его педагогическим коллективом, или управления
воспитательно-образовательным процессом в группе дошкольников. Управление
знаниями включает основные управленческие функции: анализ, целеполагание,
планирование, организацию, контроль.
Умение управлять знаниями – основной
показатель в деятельности как руководителя ДОО, так и основная задача повышения
квалификации педагогов. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих
единое педагогическое кредо, позиции, традиции, т.е. создание команды единомышленников.
Только в этом случае можно достичь высокого уровня профессионального мастерства
и создания имиджа ДОО среди населения.
На уровне дошкольного образования личность
педагога имеет основополагающее значение, так как центральное место здесь занимают
не содержание и формы, а специальным образом построенный процесс взаимодействия
педагога с детьми (педагогическое взаимодействие). Целенаправленно и грамотно
выстраивать такое взаимодействие может только высокопрофессиональный педагог.
Можно выделить следующие составляющие профессиональной
компетентности педагога дошкольного образования:
- интеллектуально-педагогическая
компетентность – умение применять полученные знания и опыт в
профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность
к самообучению и генерации новых идей;
- коммуникативно-личностная
компетентность – умение выстраивать разные виды общения (как деловое – во
время непосредственно образовательной деятельности с группой, так и
эмоционально-личностное с каждым конкретным ребенком в отдельности), развитая
способность к эмпатии, умение слушать собеседника, а также умение разрешать
конфликтные ситуации и заниматься профилактикой их возникновения, способность
организовывать взаимодействие с коллегами и родителями в решении педагогических
задач, высокая культура общения;
- информационная компетентность – умение получать необходимую информацию
для выстраивания взаимодействия с участниками образовательных отношений;
- регулятивная
компетентность – умение педагога управлять своим поведением, развитая
способность к рефлексии и самоконтролю, высокая стрессоустойчивость.
Существует несколько путей решения этой задачи.
Совершенствованию
интеллектуально-педагогической компетентности способствует регулярное повышение
квалификации на различных обучающих курсах и семинарах, активное посещение
педагогами районных и городских семинаров, проводимых другими учреждениями,
представление опыта работы на открытых мероприятиях как на базе своего ДОУ, так
и на прочих площадках, вовлечение в инновационную и исследовательскую
деятельность, участие педагогов в конкурсах самого различного уровня и
направленности, в том числе и с помощью современных информационных технологий.
Повышение уровня коммуникативно-личностной
компетентности эффективно решается путем выстраивания работы старшего
воспитателя и педагога-психолога с педагогическим коллективом – проведением
тренингов, мастер-классов, а также его индивидуальной работой с педагогами.
Необходимо отметить, что важнейшим
фактором личностного развития педагога является его активная позиция, высокая
мотивация личностного и профессионального роста. Для поддержки высокой
мотивации сотрудников, администрация ДОО
грамотно выстраивает систему управления знаниями и огромная роль в этом
принадлежит созданию информационного пространства.
Процесс информатизации в
организации дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в
повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста,
требованиями современного общества. Эффективным механизмом повышения качества
образования и эффективности управления дошкольной образовательной организацией
является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (далее
ИКТ) в жизнь детского сада.
Внедрение ИКТ как управленческого ресурса
и непременного атрибута современного руководителя обостряет необходимость перевода
управления дошкольной образовательной организацией на качественно новый уровень
и является обязательным условием, которое ведет не только к интенсификации
менеджмента, но и обеспечивает оптимальное функционирование и дальнейшее
устойчивое развитие ДОО.
Преимущества применения
ИКТ в том, что они позволяют совершенствовать и оптимизировать управленческую
деятельность и осуществлять методическое сопровождение деятельности педагогов,
способствовать повышению ИКТ-компетенции сотрудников в использовании и освоении
новых методов работы с информационными ресурсами.
Приоритетами применения
ИКТ в сфере эффективного управления ДОУ можно назвать:
использование готовых
шаблонов в электронном документоведении руководителя;
использование систем,
обеспечивающих размещение в сети Интернет информации о деятельности учреждения,
доступ граждан и организаций к открытым информационным ресурсам, интерактивное
информационное взаимодействие с сотрудниками, родителями и другими
организациями;
программы повышения ИКТ - компетентности
сотрудников на основе информационной системы поддержки непрерывного
профессионального образования, системы управления знаниями.
Использование ИКТ в дошкольном образовании
становится необходимой нормой. Владение ИКТ является важным показателем профессиональной
компетентности, информационной культуры, эффективности управленческой
деятельности, помогает с легкостью адаптироваться к современным условиям
модернизации дошкольного образования, а дошкольной образовательной организации
- перейти на новую ступень качества.