Развитие связной речи

19.11.2018

Н.К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма», что игра для детей – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего». [Н. К. Крупская, 1980. –263 с. ]

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. С помощью игры ребёнок познаёт окружающий мир, учиться действовать с предметами, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться и идти на уступки, сдерживать свои сиюминутные порывы и выполнять инструкцию. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи. Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в процессе проведения различных видов игр и игровых ситуаций. [Ю. Ф. Гаркуши, 2002. – С. 44 – 47]. [Л. Н. Усачева, 1983. - 24с. ]. [Т. Б. Филичева, 2003. – 480с. ].

Игры, способствующие развитию связной речи:

Игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.

Игра «Скажи иначе»

Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: Ведущий называет слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее количество слов.

Пример: Большая (страна) – необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) – смелый, бесстрашный, доблестный.

Игра «Расскажи про Зайчика»

Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.

Оборудование: Мяч, картинка или игрушка зайца.

Ход игры: Ведущий достает игрушку зайца, или показывает картинку зайчика. Ведущий даёт ребёнку задание придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер», помогая наводящими вопросами. В игре можно использовать обычный или массажный мяч со словами: «Мяч лови и мяч бросай – слова про зайца называй»

Игровое упражнение «Забавные истории»

Цель: Учить детей придумывать короткий рассказ от первого лица. Способствовать развитию творческого воображения.

Ход игры: Ребёнок закрывает глаза, а ведущий предлагает ему превратиться в кого либо (например: в дикого животного, в игрушку и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с ним. Ребёнок открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.

Игра «Вам посылка»

Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ. Обогащать речь прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.

Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты (коробки) по числу игроков.

Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет (коробка) достается ведущему. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получил: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Ребёнок (дети) слушает и отгадывает, что за посылка пришла ведущему. Затем ребёнок (дети) по примеру ведущего рассказывает о своей посылке.

Игра «Найди предмет по описанию»Хочу такой сайт

Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.

Ход игры: ведущий описывает любой предмет, который находится в поле зрения ребёнка, отгадав о каком предмете, идет речь, ребёнок называют его. Далее, по примеру ведущего, ребёнок описывает любой предмет, а взрослый отгадывает его.

Игровое упражнение «Расскажи сказку»

Цель: Учить ребёнка последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных матрёшек, игрушек соответствующих героев.

Оборудование: Фигурки героев.

Ход: На столе выставляются фигурки театра к сказке. (матрёшки, игрушки) Ведущий предлагает ребёнку назвать героев и предметы которые они видят перед собой, вспомнить из какой сказки эти фигурки, и рассказать эту сказку. Во время рассказа ведущий следит за последовательностью событий.

Игра «Писатели»

Цель: Учить ребёнка составлять рассказ, связанный по смыслу. Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Ход игры: ведущий предлагает ребёнку сочинить рассказ по цепочке - друг за другом. Первое предложение называет ведущий, затем ребёнок, потом опять ведущий и т.д.

Пример: Ведущий: «Наступила весна».

Ребенок: «В лесу начал таять снег».

Ведущий: «На проталинах появилась первая травка» и т.д.

Перед началом игры ведущий акцентирует внимание ребёнка на то, что все предложения должны быть объединены одной темой и связаны по смыслу, только так получится целый рассказ.

Игровое упражнение «Придумай окончание истории»

Цель: Упражнять ребёнка в придумывании окончания истории, соблюдая смысловую линию рассказа. Способствовать развитию воображения.

Ход: Ведущий рассказывает ребёнку историю, но окончание её забывает. Он предлагает ребёнку придумать свое окончание истории, но так, чтобы все части рассказа были связаны по смыслу.

Игра «Загадки»

Цель: Упражнять ребёнка в составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.

Оборудование: предметные карточки по любой выбранной теме. Например: «Птицы», «Игрушки», «Времена года»

Ход игры: Перед ребёнком выложить карточки, рисунком вниз. Первую любую карточку берёт ведущий и не показывая её начинает описывать свою птицу (игрушку, время года и т.д.), не называя её. Ребёнок должен догадаться, о какой птице идет речь. Далее берёт карточку ребёнок и по примеру ведущего загадывает загадку. Ведущий отгадывает.

Игра «Да – нет»

Цель: Активизировать в речи ребёнка предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить ребёнка делать правильные умозаключения. Способствовать развитию диалогической речи.

Ход игры: Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».