19.11.2018
Н.К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма», что игра для детей – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего». [Н. К. Крупская, 1980. –263 с. ]
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. С помощью игры ребёнок познаёт окружающий мир, учиться действовать с предметами, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться и идти на уступки, сдерживать свои сиюминутные порывы и выполнять инструкцию. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи. Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в процессе проведения различных видов игр и игровых ситуаций. [Ю. Ф. Гаркуши, 2002. – С. 44 – 47]. [Л. Н. Усачева, 1983. - 24с. ]. [Т. Б. Филичева, 2003. – 480с. ].
Игры, способствующие развитию связной речи:
Игра «Скажи наоборот»
Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.
Оборудование: Мяч.
Ход игры: Ведущий бросает мяч ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.
Игра «Скажи иначе»
Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.
Ход игры: Ведущий называет слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее количество слов.
Пример: Большая (страна) – необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) – смелый, бесстрашный, доблестный.
Игра «Расскажи про Зайчика»
Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.
Оборудование: Мяч, картинка или игрушка зайца.
Ход игры: Ведущий достает игрушку зайца, или показывает картинку зайчика. Ведущий даёт ребёнку задание придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер», помогая наводящими вопросами. В игре можно использовать обычный или массажный мяч со словами: «Мяч лови и мяч бросай – слова про зайца называй»
Игровое упражнение «Забавные истории»
Цель: Учить детей придумывать короткий рассказ от первого лица. Способствовать развитию творческого воображения.
Ход игры: Ребёнок закрывает глаза, а ведущий предлагает ему превратиться в кого либо (например: в дикого животного, в игрушку и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с ним. Ребёнок открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.
Игра «Вам посылка»
Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ. Обогащать речь прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.
Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты (коробки) по числу игроков.
Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет (коробка) достается ведущему. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получил: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Ребёнок (дети) слушает и отгадывает, что за посылка пришла ведущему. Затем ребёнок (дети) по примеру ведущего рассказывает о своей посылке.
Игра «Найди предмет по описанию»
Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.
Ход игры: ведущий описывает любой предмет, который находится в поле зрения ребёнка, отгадав о каком предмете, идет речь, ребёнок называют его. Далее, по примеру ведущего, ребёнок описывает любой предмет, а взрослый отгадывает его.
Игровое упражнение «Расскажи сказку»
Цель: Учить ребёнка последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных матрёшек, игрушек соответствующих героев.
Оборудование: Фигурки героев.
Ход: На столе выставляются фигурки театра к сказке. (матрёшки, игрушки) Ведущий предлагает ребёнку назвать героев и предметы которые они видят перед собой, вспомнить из какой сказки эти фигурки, и рассказать эту сказку. Во время рассказа ведущий следит за последовательностью событий.
Игра «Писатели»
Цель: Учить ребёнка составлять рассказ, связанный по смыслу. Способствовать развитию логического мышления, воображения.
Ход игры: ведущий предлагает ребёнку сочинить рассказ по цепочке - друг за другом. Первое предложение называет ведущий, затем ребёнок, потом опять ведущий и т.д.
Пример: Ведущий: «Наступила весна».
Ребенок: «В лесу начал таять снег».
Ведущий: «На проталинах появилась первая травка» и т.д.
Перед началом игры ведущий акцентирует внимание ребёнка на то, что все предложения должны быть объединены одной темой и связаны по смыслу, только так получится целый рассказ.
Игровое упражнение «Придумай окончание истории»
Цель: Упражнять ребёнка в придумывании окончания истории, соблюдая смысловую линию рассказа. Способствовать развитию воображения.
Ход: Ведущий рассказывает ребёнку историю, но окончание её забывает. Он предлагает ребёнку придумать свое окончание истории, но так, чтобы все части рассказа были связаны по смыслу.
Игра «Загадки»
Цель: Упражнять ребёнка в составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.
Оборудование: предметные карточки по любой выбранной теме. Например: «Птицы», «Игрушки», «Времена года»
Ход игры: Перед ребёнком выложить карточки, рисунком вниз. Первую любую карточку берёт ведущий и не показывая её начинает описывать свою птицу (игрушку, время года и т.д.), не называя её. Ребёнок должен догадаться, о какой птице идет речь. Далее берёт карточку ребёнок и по примеру ведущего загадывает загадку. Ведущий отгадывает.
Игра «Да – нет»
Цель: Активизировать в речи ребёнка предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить ребёнка делать правильные умозаключения. Способствовать развитию диалогической речи.
Ход игры: Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете идет речь, становится ведущим.