Готовая брошюра и рекомендации, которые помогут сформировать у детей гигиенические навыки

Воспитателям трудно иногда найти подход к каждому ребенку, чтобы научить его умываться, одеваться, приводить себя в порядок после игр, прогулок, туалета. С помощью специальной брошюры и рекомендаций медработник может обучить воспитателей формировать у малышей необходимые гигиенические навыки.

·        Александр Сиволобов, врач-педиатр, член Союза педиатров России, г. Москва

·        Жармуханова Айслу, детский офтальмолог, г. Москва

Многие дети, по наблюдениям родителей и педагогов, к концу дошкольного возраста не владеют необходимыми гигиеническими навыками: не умеют чистить зубы, правильно умываться, сморкаться, нарушают правила гигиены в туалете. Это пробел в воспитании ребенка. Для удобства работы воспитателям медработники подготовили таблицу, в которой указано, какой навык в какой возрастной период необходимо сформировать. Педагогам и родителям пригодится брошюра, как правильно сформировать у дошкольника конкретный навык. Картинки из этой брошюры можно повесить в туалетных комнатах для старших дошкольников в качестве наглядной инструкции. Какие методы помогут успешно сформировать у детей гигиенические навыки, узнайте далее.


Рекомендуйте выявить причины, по которым дети не хотят умываться и чистить зубы

Иногда дети ведут себя плохо, потому что не могут сделать то, чего вы от них ожидаете. Например, если ребенок не знает, как шнуровать кроссовки, он не будет этого делать. Когда ребенок освоит новый навык, вы увидите, что с его трудным поведением можно справиться. Воспитатели всех возрастных групп сталкиваются с трудностями при обучении детей гигиене. Педагог говорит ребенку, как надо делать, а малыш не слушает или не может повторить. Педагог показывает – малыш повторяет, а потом забывает. Успешно решить эту задачу помогут три метода.

Расскажите о методах формирования гигиенических навыков

Есть три метода, как сформировать у детей гигиенические навыки: инструкция, моделирование, шаг за шагом.

Инструкции

Воспитатель обучает детей гигиеническим навыкам, рассказывая, объясняя. Но данный метод принесет результат, только если соблюдать семь условий. Они представлены в памятке. Дополнять свои инструкции необходимо наглядным изображением. Используйте для этого плакаты и иллюстрации. Кроме того, освоив необходимый навык, ребенок может контролировать себя по плакату самостоятельно. Плакат может также помочь детям, у которых есть проблемы с пониманием слов.

Моделирование

Наблюдая за вами, ребенок учится тому, что делать и как это делать. Моделирование – наиболее эффективный способ обучения детей новым навыкам. Например, лучше показать, а не рассказать ребенку, как мыть руки, заправлять кровать, подметать пол. Демонстрировать ребенку навык следует в три этапа. Они представлены на схеме.

Схема. Как демонстрировать навык


Шаг за шагом

Для облегчения обучения разбейте задачу на мелкие шаги. Когда ребенок выучил первый шаг, учите его следующему, затем следующему и так далее. Переходите к новому шагу, только когда ребенок выполняет предыдущий надежно и без вашей помощи. Если задание сложное, покажите первую часть задания и дайте ребенку возможность попрактиковаться. Затем перейдите к следующему шагу. Примеры пошагового обучения смотрите далее.

Два примера пошагового обученияХочу такой сайт

Как научить ребенка одеваться 

Надень трусы.
Надень носки.
Надень рубашку.
Надень штаны.
Надень джемпер.

 

Как научить ребенка надевать джемпер

Правильно определи лицевую сторону.

Подними джемпер над головой.

Протяни одну руку.

Протяни другую руку.

Потяни джемпер вниз




Обучите приемам, чтобы сформировать навык

Вначале необходимо формировать базовые гигиенические навыки, потом переходить к более сложным. Независимо от того, какой метод вы используете, убедитесь, что у ребенка есть координация, физические способности и зрелость для освоения нового навыка.

Дети учатся лучше, когда они внимательны и сосредоточены. Поэтому избегайте обучения новым навыкам, например, перед сном или приемом пищи. Устраните все отвлекающие факторы в окружении ребенка, прежде всего выключите телевизор. Дайте ребенку возможность попрактиковаться. Для развития навыков требуется время и практика. Не торопите детей.

Не скупитесь на похвалу и поддержку, особенно на ранних этапах обучения. Чем больше будет положительных эмоций, тем легче ребенок освоит новый навык. Старайтесь не давать много отрицательных отзывов, когда ребенок не выполняет инструкции. Просто укажите на одну или две вещи, которые ребенок мог бы сделать по-другому в следующий раз.



© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/748665/f7f0bd2a-9c27-473f-a1df-d367ffdf6ad6/?of=copy-5dece6a571

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».