Особенности планирования работы с детьми

19.11.2018

Особенности планирования работы с детьми

В профессиональной деятельности педагогов планированию уделяется значительное место. В обязательном порядке каждый воспитатель всегда составляет не только перспективный план, но и достаточно подробный. В программе «Югорский трамплин» планирование выглядит совершенно иначе, а именно как форма (иногда общая) фиксации педагогом собственных педагогических задач и основных путей их реализации. Такой план в действительности достаточно часто меняется — это зависит как от конкретной ситуации в группе, так даже и от отдельного ребенка. Для большинства педагогов необходимость подобной импровизации, безусловно, является непривычной и довольно сложной задачей. Значительно чаще можно наблюдать, как существующий в сознании педагога план (занятия, игры, проведения режимного момента) давит на него, лишает свободы, мешает подхватить и использовать неожиданно возникшие благоприятные возможности и регламентирует ситуацию — часто во вред развитию детей. Вместе с тем, само по себе планирование является совершенно необходимым компонентом педагогического процесса, поскольку дает возможность педагогу выстроить свою деятельность.

Таким образом, в основе философии программы лежит гуманистическая идея о том, что развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным. Вся методология программы, в свою очередь, основана на принципе естественного процесса обучения ребенка. С этой точки зрения, вмешательство педагога как того, кто «ведет» ребенка, носит очень сложный и деликатный характер.

В программе последовательно реализуется идея, что ребенок познает мир сам, используя и одновременно развивая свои природные задатки, способности и склонности. При этом роль взрослого заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво помогать ему, организуя развивающую среду таким образом, чтобы она сама «провоцировала» ребенка к действию. В некоторых случаях даже попытка педагога передать ребенку определенное содержание может интерпретироваться с этой позиции как давление и препятствие, деформирующие естественное развитие.

Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Обучение математическим умениям, например, счету и измерению, приведет к новым достижениям в строительных играх, — ребенок сам сможет отсчитать, сколько кирпичиков понадобится для маленькой или большой машины; к достижениям в ответственных домашних действиях — определить, сколько муки и чем нужно отмерить для пирога.

Кроме того, у разных детей разный стиль познания — кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность — рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки.

Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то читает и «пишет» книжку, кто-то делает опыты), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

Темы проектов могут быть самыми различными — как более конкретными («Дома», «Игрушки», «Транспорт»), так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения»), как более близкими практическому опыту детей («Домашние животные», «Посуда», «Зима»), так и удаленными («Космос», «Море»).

В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегративность темы дает возможность детям найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле.

Каждый проект охватывает разнообразную деятельность детей и предполагает работу во всех центрах развивающей среды. Вся работа тщательно планируется педагогом.

Наблюдая за детьми и беседуя с их родителями, воспитатели получают информацию о сильных и слабых сторонах детей, их интересах и потребностях. Эта информация становится основой для определения приоритетных целей развития, для возможного подбора микрогрупп, имеющих сходные интересы или затруднения.

Постановка целей и задач развития — часть работы по планированию.

Вторым источником планирования являются интересы конкретной группы.

Программа «Югорский трамплин» исходит из утверждения, что каждая группа уникальна и то, что интересно детям одной группы, может быть неинтересно детям другой. Например, у одного из детей группы приехала бабушка, что заставляет ребёнка испытывать целую гамму чувств — радость, гордость, но и некоторые сомнения. Воспитатель, понимая, что это событие может быть важным для всех детей группы, направляет и задерживает разговор о пожилых людях во время утреннего сбора. Проявляя внимание, заинтересованность, направляя разговор открытыми вопросами, воспитатель побуждает остальных детей группы остановить внимание на этом событии. И вот уже возникает новая тема. Совершенно очевидно, что в этом случае имеет место встречная инициатива взрослого и ребёнка, затем подхваченная остальными детьми группы.

Другая группа этого же детского сада, сходная по возрасту, получила в это же время совершенно другой социальный опыт и знания, связанные с ним: несколько детей группы простудились, заболели и временно отсутствуют. Можно было бы просто посетовать и счесть это заботой и проблемой взрослых, можно ограничиться моралью — вот как вредно не слушать маму и воспитательницу и есть снег! Но можно и, более того, нужно, использовать эту ситуацию для развёртывания темы о здоровье. Место заболевших детей в группе не занято — кто-то лишился на время лучшего друга, кто-то, напротив, рад, что может сколько угодно играть, пока нет одного из отсутствующих.

Кто-то хорошо помнит свой недавний опыт болезни и всего приятного и неприятного, что с этим связано.Хочу такой сайт

Отправной точкой для выбора образовательной темы и планирования может быть какая угодно ситуация, сложившаяся в группе — увиденный во время прогулки необычный паук; расцвёл цветок; снующие под окнами детского сада машины или строящийся неподалеку дом. Важно только, чтобы выбранная совместно детьми и взрослыми тема действительно давала новый социальный опыт, актуальные знания.

Третьим источником идей в отношении планирования является собственный опыт воспитателя. Инициирование и первичное планирование темы — только одна и начальная часть. Внимание и интерес детей к выбранной теме надо обеспечить материалами и пособиями, ориентированными на детей группы с их разным уровнем представлений по теме, разной готовностью к самостоятельным действиям, разным способам познания.

Насколько взрослые сумеют обеспечить «подпитку» темы новыми материалами, интересными идеями, не надуманными, а действительно важными делами, настолько долго удержится внимание детей к теме, настолько разнообразные и значимые результаты каждого ребёнка можно будет ожидать.

Безусловно, есть и четвёртая составляющая: ориентация на возраст детей. В младших группах (в большей степени в первой младшей, и значительно меньше во второй младшей) основную инициативу в выборе темы берут на себя взрослые. Основные моменты делового взаимодействия взрослых с детьми имеют место и в общении с детьми 2 — 3 лет — «что нравится, во что хотят поиграть, какую книжку послушать, что собираются сделать и т.д.), но предмет такого общения более конкретен и реально близок. Не «животные», в целом, а «Слон» может стать основой тематического проекта. Приведем рекомендации по его планированию.

Отправной точкой выбора данного проекта, его началом может явиться интерес одного или нескольких детей к какому-либо экзотическому животному. На утреннем сборе воспитатель интересуется, что дети уже знают об этом животном и хотят ли узнать о нем побольше, обсуждает с ними, как и в каких центрах активности это можно сделать.

В результате педагог вместе с детьми формулирует название нового проекта — «Слон». Затем он записывает все предложения детей о том, что они хотели бы сделать по реализации проекта в разных центрах активности. Далее идет планирование проекта на основе требований программы.

В первую очередь, педагог определяет ключевое (базовое) содержание проекта. Обратившись к разделу «Развитие экологической культуры детей», он обозначает круг представлений, которые должны быть сформированы у детей о среде обитания этого животного, его особенностях, образе жизни.

Из содержания темы проекта вытекает необходимость подбора соответствующего иллюстративного материала, художественной литературы. Очень хорошо, если есть возможность организовать экскурсию в зоопарк или посещение цирка. Воспитатель берет себе на заметку, что, помимо новых знаний об этом экзотическом животном, необходимо создать условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к нему. Определив, таким образом, педагогические задачи для реализации проекта, педагог переходит к более подробному его планированию.

Обратившись к разделу «Развитие игровой деятельности», он планирует, какие игры можно организовать по данному проекту. Это может быть игра в «цирк», «зоопарк», зоологическое лото, «Волшебный мешочек» и др. Педагог отбирает соответствующие материалы, игры, атрибуты, игрушки для того, чтобы поместить их в Центре игры.

С целью речевого развития детей воспитатель подбирает художественную литературу для чтения в Центре литературы, например: сказку Р. Киплинга «Слоненок», стихотворение К. Чуковского «Телефон», басню И. Крылова «Слон и моська», рассказ А. Куприна «Девочка и слон». Помимо этого, он должен иметь в виду, что дети могут захотеть сами изготовить книжку про слона.

Для развития детей в изобразительной деятельности в Центре искусств педагог планирует разместить разные материалы и средства: карандаши, краски, фломастеры, бумагу различных форматов, пластилин, глину, природный материал и пр. Для изготовления рисунков и поделок как по образцу, так и по собственному замыслу детям помогут разнообразные изображения слонов, которые воспитатель сможет подобрать: фотографии, репродукции, выразительные скульптуры, игрушки. Их тоже размещают в Центре искусств.

Для развития детей в театрализованной деятельности педагог может остановиться на стихотворении К. Чуковского «Телефон», подобрать для просмотра мультфильмы, например, «33 попугая», «Откуда у слоненка длинный нос» и др. Лучше заранее продумать, какие театральные атрибуты и костюмы для этого понадобятся. Нужно также учесть, что дети могут выразить желание принять участие в изготовлении персонажей кукольного театра и деталей костюмов для будущей постановки.

Для развития детей в конструктивной деятельности предоставляет Центр строительства. Педагогу следует снабдить его разнообразным строительным материалом, конструкторами, бросовым материалом и т.д. При этом он должен продумать возможные варианты сюжетов, которые можно предложить детям для развертывания конструктивной деятельности. Например: Кто хочет построить для слонов вольер? Как перевезти слона из Африки в зоопарк? Какую поделку можно сделать из бросового материала? и пр.

Для развития у детей умственной деятельности педагог подбирает соответствующие материалы, которые можно сравнить по величине, форме, размеру. К примеру, разновеликие фигурки слонов и других животных, следы ног, вырезанные из бумаги или картона, большого слона и маленького слоненка и т.п.

Таким образом, педагог последовательно планирует свою деятельность: определяет ключевое содержание проекта, выделяет образовательные задачи, выбирает методы их реализации, подбирает средства и материалы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».