ОП Что мы знаем о профессиях

Образовательная программа по ранней профориентации дошкольников
«Что мы знаем о профессиях?»
Краткая аннотация программы
В авторской программе представлен системный подход по профориентации старших
дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные
виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран
материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике. Даны
теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической
деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации
дошкольников.
По продолжительности: долгосрочная (2 года)
По характеру контактов: внутригрупповая и внегрупповая (за пределами ДОУ).
По количеству участников: групповая, фронтальная.






Участники программы:
Педагоги групп
Дети старшей подготовительной групп (5-7 лет)
Родители
Специалисты детского сада
Окружающий социум

Реализация программы
Работа по программе предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): постановка цели и задач, разработка содержания программы,
проведение первичного мониторинга, разработка и утверждение тематического плана,
подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, разработка
схем-реализации сюжетно-ролевых игр, дидактического материала, конспектов
непосредственно образовательной деятельности по данной тематике (НОД), встречи и
налаживание контактов с ближайшими социальными структурами по организации
экскурсий, привлечение внимания родителей к данной деятельности.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных
структур, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение»
воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей к мастерклассам, изготовление презентаций
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными
педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,
конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде,
обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных
представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У
человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных
школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых
профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые
резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе
дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей
(потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы
познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный
выбор в дальнейшем.
Поэтому, ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном
возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В
зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера,
от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система
знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо
познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения
(детского сада), с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети
наблюдают изо дня в день. В основном, эта деятельность должна носить информационный
характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное
обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой
деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки
их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и
навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои
возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной
деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно
представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй,
впечатлений работника. Поэтому, в детском саду на данном этапе необходимо создать
определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться
дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Современный мир профессий многообразен. На разных этапах развития общества
одни профессии утрачивают свою актуальность, появляются новые. Всё это, несомненно,
находит отражение в детской игре. Если раньше популярными среди дошкольников
были профессии учителя, врача, милиционера, то сегодня девочки мечтают стать
фотомоделью, стилистом, мальчики – менеджером, директором или бизнесменом. При
этом, по наблюдениям педагогов, многие дети имеют слабое представление о тех или
иных профессиях:
– нет чётких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
– не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
– не чётко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;

– не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире
профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного
возраста, был разработан педагогический проект «Что мы знаем о профессиях?».
Цель программы: ознакомление детей с разнообразием профессий взрослых и важности
труда в любой профессиональной деятельности, обобщение этих знаний в процессе
совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные
практические ситуации.
Задачи программы:










Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость
профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о
роли человека в нем.
Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;
Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о
результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для
работы людям разных профессий; формирование у детей желания научиться
выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду
взрослых;
Разработать рекомендации для родителей по формированию у старших
дошкольников положительного отношения к труду взрослых;
Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых.

В соответствии с ФГОС ДО для успешной реализации проекта были обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:











уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательную
деятельность.









Принципы организации образовательного процесса в ходе реализации:
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и
психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие
творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных,
климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на
организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурноисторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик,
непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип
вариативности обеспечивает
возможность
выбора
содержания
образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и
возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир
и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок,
наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему
хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником»
(то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно
сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то
создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания,
самовыражения, самостоятельной деятельности.
Предполагаемые результаты в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО:











Дети знают:
Название и назначение разных профессий;
Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий;
Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
Профессии своих родителей.
Дети умеют:
Понимать значение труда людей разных профессий;
Ценить результаты труда людей разных профессий;
Использовать активный словарь по теме;
Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся
знаний.
Прогнозируемый результат:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям
взрослых, расширится кругозор о незнакомых для них профессиях, обогатятся знания о
современных профессиях,
- сформируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
- обогатится развивающая предметно-пространственная среда по теме «Профессии»
(дидактический материал, дидактические игры; оснащение уголков для сюжетноролевой деятельности), словарный запас дошкольников, расширятся коммуникативные
навыки,
- сформируются игровые умения детей на основе имеющихся знаний (умения играть в
сюжетно-ролевые игры)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Методы: НОД, информационно – познавательная деятельность; наблюдения за трудом
взрослых; целевые прогулки и экскурсии; чтение художественной литературы; игровая
деятельность: игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие, игры этюды; конструирование; макетирование, коллекционирование; совместная трудовая
деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий; самостоятельная
деятельность; художественно-творческая деятельность; взаимодействие с семьями
воспитанников.
Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему, распределяет обязанности,
помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Разрабатывает рекомендации для родителей по ознакомлению детей с трудом взрослых .
Составляет конспекты непосредственной образовательной деятельности (НОД) по
ознакомлению детей с профессиями. Изучает календари с целью изучения информации о
профессиональных праздниках. Организует оформление альбомов о предприятиях
г.Артемовского и пос.Буланаш, альбома «Кем быть?».
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают,
формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют, оформляют,
участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей: анкета для родителей "Я и моя профессия", мастер - класс по
профессиям с родителями, беседы с детьми, рассказы о своих профессиях, прогулки и
экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, альбомов “Кем быть?”,
пополнение игровых зон в группах.
Алгоритм ознакомления с профессией:










Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества.

Занятия с детьми проводятся 2 раза в месяц в игровой форме по 25-30 мин, согласно
требованиям СанПин и ФГОС ДО,

Тематический план
месяц

тема

цели

(старшая группа 5-6 лет)
Форма
ознакомления
с профессией

тема Профессии в детском саду
такое Цель:
формировать Игровое
сентябр Что
профессия
представления
о занятие
ь
(вводное
профессиях, о значимости
занятие)
труда взрослых, воспитать
уважение и любовь к
труду взрослых.

октябрь

Материал,
оборудование
Интерактивная
доска, слайды,
мультфильм
«Кем
быть?»,
«волшебный
сундучок»,
сюжетные
картинки
Мультимедийно
е оборудование,
презентация,
атрибуты
для
с/ролевой игры

воспитатель
младший
воспитатель
(няня)

Цель: обогащать знания и
представления детей о
профессиях
работников
детских учреждений.

моделирование
сюжетноролевой игры
«Детский сад»

врач
медицинская
сестра

Цель: обогащать знания и
представления детей о
профессиях
врача,
медсестры, познакомить с
их
обязанностями
и
трудовыми
действиями,
сформировать понимание
значимости
данной
профессии для общества

Экскурсия
в
кабинет врача,
в процедурный
кабинет,
беседа,
презентации,
с/ролевая игра
«Поликлиника
»

повар

Цель:
познакомить
с
профессией
повара,
с
кухонным оборудованием,
техникой,
ее
размещением,
формировать интерес к
профессии повара

Экскурсия на Мультимедийно
е оборудование,
пищеблок,
наблюдение за презентация,
атрибуты для
работой
с/ролевой игры
повара,
картинкизагадки,
презентация

Атрибуты
для
моделирования
игровых
ситуаций:
в
кабинете
у
врача,
процедурный
кабинет

ноябрь

декабрь

дворник

Цель:
познакомить
с
профессией
дворника,
орудиями его труда и
разнообразными
операциями в работе,
воспитывать уважение к
рабочим
профессиям
людей

Наблюдение за Видеоролик,
работой
сюжетные
дворника,
картинки,
беседа
о таблицы
профессии
дворника

плотник

Цель:
познакомить
с
профессией
плотника,
формировать
представление об орудиях
труда, необходимых для
работы плотника

Беседа
с
детьми,
наблюдение за
работой
плотника, дид.
игры

Макет деревьев
разной
величины,
«Чудесный
мешочек»
с
деревянными и
пластмассовыми
предметами,
разрезные
картинки
с
изображением
мебели, цветные
палочки,
кирпичики

электрик

Цель:
познакомить
с
профессией электрик, дать
представление
о
значимости
профессии,
познакомить с правилами
безопасности

Экскурсия по
детскому саду,
презентация,
наблюдение за
работой
электрика

Мультимедийно
е оборудование,
просмотр
мультика
из
серии
«Фиксики»

прачка

Цель: дать представление Экскурсия
в Иллюстрации с
о
труде
работника прачечную
изображением
прачечной, воспитывать ДОУ, беседа
профессии,
уважение
к
труду
предметов,
взрослых
картотека
загадок,
настольное лото
«Профессии»

тема Профессии нашего поселка

январь

февраль

март

учитель

Цель:
познакомить
с
профессией
учителя,
важностью и значимостью
его труда для людей

Беседа «Чему
учит учитель?»
Сюжетноролевая игра
«В школе»
Экскурсия в
школу

Просмотр
мультфильмов
«Остров
ошибок»
«Козленок,
который
умел
считать до 10»

швея

Цель:
расширять
и
закреплять представления
детей
о профессии
портного
(швеи),
Развивать представления
детей об инструментах и
материалах, используемых
в данной профессии

Беседа
о
профессии,
рассматривани
е иллюстраций,
разных видов
тканей,
экскурсия
в
ателье

Иллюстрации
людей,
работающих в
ателье, образцы
тканей, эскизы
моделей,
атрибуты
для
с/ролевой игры
«Ателье»

ветеринар

Цель:
формировать
представление о труде
врача
для
животных,
показать значение данной
профессии для домашних
питомцев

кинолог

Цель:
способствовать
расширению
и
систематизации знаний о
профессии
кинолог,
вызвать
интерес
и
уважение
к
труду
взрослых

Встреча
с с/ролевая игра
ветеринаром,
«Больница для
беседа
животных»,
презентация
сюжетные
картинки
к
профессии
ветеринара,
игрушки
животных
Беседа,
Видеоролик
о
презентация,
работе кинолога,
рассматривани дид./игра
е иллюстраций, «Профессии»
фото, встреча с
кинологом

продавец

Цель: вызвать у детей
интерес
к
профессии
«продавец»,
формировать
навыки
культуры поведения в
общественных местах

Беседа,
иллюстрации к
профессии
продавца,
экскурсия
в
магазин,
наблюдение за
работой
продавца

С/ролевая игра
«Магазин»,
муляжи
продуктов, лото
«Профессии»

апрель

май

пекарь

Цель: формировать у
детей представления о
труде пекаря Воспитывать
у детей уважение к труду
взрослых,
доброжелательность.

Играпрактикум,
презентация

С/ролевая игра
«Пекарня»,
муляжи
хлебобулочных
изделий

библиотекар
ь

Цель: расширять
представления детей о
профессии библиотекарь,
содержании и значимости
труда библиотекаря.
Воспитывать у детей
отзывчивость, уважение к
труду библиотекаря.

Экскурсия
в Иллюстрации,
библиотеку,
сюжетные
презентация
картинки, книги
из библиотеки

почтальон

Цель: знакомить детей с
почтой, ее назначением,
расширять знания о
профессиях работников
социальной сферы,
воспитывать культурные
навыки поведения на
улице и в общественных
местах.

Форма
проведения:
экскурсия на
почту.
Основные
понятия:
почтовое
отделение,
почтальон,
письмо,
посылка,
индекс.

Атрибуты
для
сюжетноролевой
игры
«Почта»

Профессии
«Салонов
красоты»:
парикмахер
визажист
мастер
маникюра
(нейлмастер)

Цель:
знакомить
с
профессиями
«Салона
красоты»
парикмахер,
визажист,
мастер
маникюра (нейл-мастер),
расширять знания детей об
особенностях
этих
профессий, воспитывать
уважение
к
разным
профессиям

Форма
проведения:
беседа,
сюжетноролевая игра.
Основные
понятия:
ножницы, фен,
лак,
гель,
расческа,
стрижка,
прическа,
краска
для
волос,
модельная
стрижка, кожа,
маски,
здоровье
и
красота

Атрибуты
для
сюжетноролевой
игры
«Салон красоты
«Мальвина»

Тематический план
месяц

тема

цели

тема Творческие профессии
Знакомство с Цель: продолжать
сентябрь
театральными расширять
профессиями
представление
о
(гримёр,
разных профессиях.
костюмер,
Формировать
актриса,
положительное
режиссер,
отношение к труду
осветитель)
взрослых.
Путешествие
Цель:
расширять
октябрь
во
Дворец представления дете
искусств
й о профессиях
(композитор,
взрослых,
о
певец,
социальной
дирижер)
значимости труда.
ноябрь

тема Мужские профессии
полицейский
Цель: формировать
представление
о
профессиональной
деятельности
полицейского

декабрь

(подготовительная группа 6-7 лет)
Форма
Материал,
ознакомления с оборудование
профессией
игровая
ситуация

Наборы
костюмов,
париков,
мелких
атрибутов,
элементы
декораций

играпутешествие

НОД
Основные
понятия:
правонарушение
закон, охрана.
следователь
«криминалист»,
«улика»,
«фоторобот»

эмблемки;
коробка,
в
которой лежат
полицейские
принадлежност
и:
фуражка,
погоны, кобура
и пр., сюжетные
картинки
Предметные
картинки
со
снаряжением
пожарного,
оборудованием
для
тушения
пожара

пожарный

Цель: знакомить с
профессиональной
деятельностью
пожарного,
воспитывать
уважение к его
профессии

игровая беседа,
экскурсия
в
пожарную часть.
Основные
понятия: огонь,
пожарная
машина,
смелость,
снаряжение,
рукав

водитель

Цель:
вызвать
интерес
к
профессии
водителя,
формировать
реалистическое
представление о его
труде,
расширять
знания
о

Беседа,
Картинки
с
презентация,
изображением
наблюдение за профессии
работой
водителя, дид.
водителя
игры
транспорта
на С/ролевая игра
экскурсии
«Автобус»

профессиях
Цель: Расширение
и уточнение знаний
о строительных
профессиях.
Формирование
уважения к рабочим
разных
специальностей —
каменщикам,
плотникам,
малярам,
сантехникам,
плиточникам,
кровельщикам,
сварщикам

январь

строитель

февраль

военный

Цель: продолжать
знакомить детей с
профессиями
военнослужащих;
знакомить с
разными родами
войск
(сухопутными,
морскими,
воздушными);

нефтяник

Цель: формировать
представление
о
профессиональной
деятельности
нефтяника.

Форма
проведения:
НОД.
Основные
понятия: цемент,
щебень, кровля,
краска,
валик,
мастерок,
кельма, плитка и
т.д.

Картинки с
изображением
домиков из
сказок
«Заюшкина
избушка» и
«Три
поросенка».
Картинки с
изображением
других домов и
строительных
материалов,
строительных
машин и
профессий.
Фотографии с
изображением
красивых
зданий и домов
Форма
картины, с
проведения:
родами войск,
НОД
фотографии;
Основные
военное
понятия:
обмундир-ие,
сухопутные,
кортик, значки;
морские,
фильм о
воздушные рода подводной
войск, танкисты, лодке проекта
связисты,
«Тайфун».
ракетчики,
артиллеристы,
саперы
и
пограничники
Беседа,
презентация,
видеоролик
профессии
нефтяника

Мультимедийно
е оборудование,
о презентация
Рассматривание
книжных
иллюстраций,
фотографий,
плакатов
Нефть, перо для
эксперименталь
ноисследовательс
кой
деятельности.
Изготовленная
буровая вышка

(из бросового
материала,
трубы,
изготовленные
из бумаги и
деревянных
палочек).
Рассматривание
книжных
иллюстраций,
фотографий,
плакатов.
март

капитан, моряк Цель: знакомить с
морскими
профессиями,
расширять
представления
о
мужских
профессиях
космонавт
Цель: обогатить и
систематизировать
знания о работе
космонавта, вызвать
интерес
к
этой
профессии

тема Современные профессии
эколог
Цель: формировать
апрель
представления
о
профессии эколог,
воспитывать
интерес к данной
профессии

банкир

Цель:
расширять
знания
о
современных
профессиях,
о
содержании
деятельности в этой
профессии

Презентация,
беседа,
Картинки
с
разными видами
морских судов,
игровая задача с
конкурсом
Беседа,
презентация,
эксперименталь
ная деятельность

Видеоролик,
Дид.игры,
Атрибуты
к
с/ролевым
играм
на
морскую
тематику
Оборудование
для
эксперименталь
ной
деятельности,
с/ролевая игра
«Космос»,
видеоролик
о
работе
космонавтов на
орбите

Беседа,
Глобус,
презентация
мольберт,
«Земля – наш оборудование
дом»
для
экспериментов
с
водой
просмотр
мультфильма
«Валли»
Экскурсия
в Видеоролик о
сбербанк,
работе
банка,
наблюдение за слайд-фильм,
работой
картинки
сотрудников
сюжетные,
банка, беседа
монеты
и
купюры разных
достоинств

май

грумер

Цель: ознакомление
детей с профессией
грумер. Вызвать
интерес к
разным профессиям,
к их значимости в
нашей жизни.

Беседа,
рассматривание
иллюстраций,
составление
рассказов

модельер

Цель: Формировать
первичные
представления
о
профессии моделье
ра и использовании
элементов дизайна.
Формировать
позитивные
установки
к
результатам труда

Беседа,
творческая
мастерская,
моделирование

Итоговая диагностика

Картинки
с
изображением
разных пород
собак,
сюжетные
картинки,
атрибуты
для
с/ролевой игры
Образцы
тканей,
бумажные
куклы
для
моделирования

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям
на момент диагностирования ребенка

Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего
дошкольного возраста по профессиям (является авторской разработкой)
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент
диагностирования ребенка

Вопросы
Код ребенка
Перечисли, какие
профессии ты
знаешь?
Какая профессия
у твоей мамы?
Твоего папы?
Расскажи, какие
профессии в
детском саду ты
знаешь?
Какую пользу для

общества
приносят
полицейские?
Какими
качествами
должен обладать
полицейский?
Кого называют
военнослужащим?
Какие военные
профессии ты
знаешь?
Какими
качествами
должен обладать
военнослужащий.
Как называют
врача лечащего
детей?
Кто помогает
врачу лечить
больных?
Какие
инструменты
нужны врачу для
работы?
В чем состоит
работа
парикмахера?
В чем состоит
работа грумера?
Рабочие каких
специальностей
участвуют в
строительстве
дома?
В чем состоит
работа
космонавта?
Какими
качествами
должен обладать
повар?
В чем состоит
работа швеи?
Кто работает на
почте?
В чем состоит
работа

почтальона?
Какими
качествами
должен обладать
учитель?
Расскажите о
профессии
нефтяник.
Кому
принадлежат
данные
инструменты:
1.Кисточка,
карандаш,
краски.
(художнику)
2.Ножницы, метр,
иголка с ниткой,
пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь,
книга. (учителю)
4.Молоток,
гвозди, долото,
отвёртка.
(плотнику)
5.Лампочка,
розетка,
индикатор.
(электрику)
Есть ли у тебя
любимое занятие,
расскажи о нем.
Кем бы ты хотел
стать? Почему?
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка,
а также его эмоциональные реакции.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает
развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Результат реализации программы
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не
только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом
возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь
на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и
знаниями должен обладать специалист своего дела.
Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание
выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше проявлять уважительное
отношение к труду взрослых и результатам их труда.

III. Организационный раздел

Обеспечение деятельности
1. Методическое:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. ФГОС.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2014г.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". ФГОС:
Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М.: Просвещение,





1988.








Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое
пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей.
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Агеева И. Д. 500 загадок - складок для детей. – М., ТЦ Сфера, 2009
Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях». – М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Материально-техническое:

Альбомы по профессиям

Аудиоэнциклопедия «Замечательные профессии»

Аудиодиск с песенками для детей о профессиях.

Презентации о профессиях, мультфильмы о профессиях

Картины из серии «Кем быть?», «Профессии»

Наглядно- дидактическое пособие «Профессии»

Наглядно- дидактическое пособие «Инструменты»

Видеоролики из видеотеки « Профессии России».
3. Диагностико-дидактическое обеспечение:

Дидактические игры.

Конспекты непосредственной образовательной деятельности.


























Организация развивающей предметно-пространственной среды
Центр социально-коммуникативного развития
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм
- подборка дидактических игр по профессиям
- подборка настольно-печатных игр по профессиям.
- подборка мультфильмов
- наборы конструкторов различного вида.
Центр художественно-эстетического развития
Иллюстрации, фотографии по проекту
Разные виды бумаги, разных цветов и размеров и разная по фактуре, альбомы,
листы ватмана, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши – цветные, простые, краски
акварельные, набор красок для росписи по ткани – батик, фломастеры, пластилин, глина,
кисти, стеки, дощечки для лепки, трафареты, картон белый и цветной, раскраски, соленое
тесто, материалом для выполнения работ в нетрадиционных техниках – бисер, соль,
нитки, поролон, крупы и т.д.
Репродукции картин уральских художников.
Изобразительные, природные материалы для создания мини-проекта.
Костюмерная с костюмами по профессиям
Подборка музыкальных произведений о профессиях взрослых.
Коллажи, выполненные детьми в соответствии с тематикой месяца.
Кроссворды, альбом загадок «Профессии».
Тематические альбомы с раскрасками по профессиям «Ветеринар», «Художник»,
«Артист», «Космонавт», «Библиотекарь», «Швея», «Учитель», «Военный» и т.д.
Центр познавательного развития
Энциклопедии «Профессии», «В мире профессий», «Космос»
Картины из серии «Кем быть?»
Наглядно- дидактическое пособие «Профессии»
Наглядно- дидактическое пособие «Инструменты».
Центр речевого развития
Подборка бесед с детьми по теме «Профессии»
Подборка стихов, рассказов по теме «Профессии».
Альбом мини- сочинений «Профессии моей семьи».
Картотека загадок, пословиц, поговорок.
Научные фильмы о профессиях из серии «Галелео»
Картотека словесных игр по теме «Профессии»
Картотека пальчиковых игр по теме «Профессии»
Центр физического развития и здоровья
Картотека подвижных игр по теме «Профессии»
Картотека физминуток по теме «Профессии»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».