Программа работы с одаренными детьми
Описание образовательной программы
Выявление одаренных детей на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов
деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и
воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех
способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной
деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не
растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача
воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы:
- выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и
одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития
творческой, психомоторной (спортивной) и академической одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.