Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для
детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями на основе
ФГОС дошкольного образования отражает современное понимание процесса воспитания
и обучения детей раннего и дошкольного возраста, основывающееся на закономерностях
развития детства. При этом детство рассматривается как уникальный и неповторимый
этап жизни ребенка, в котором закладываются основы для его личностного становления,
развития способностей и возможностей, воспитания автономии, самостоятельности и
дальнейшей социализации.
Программа адресована всем субъектам образовательного процесса, участвующим в
обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта, протекающего как в групповой,
так и в индивидуальной форме. Программа соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и
охватывает все основные образовательные области в семи возрастных периодах (от 2-х
месяцев до 7 лет). В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом
Конвенции ООН о правах ребенка Программа ориентирована на сохранение уникальности
и самоценности детства при любых вариантах его развития. Уважение личности всех
субъектов образовательного процесса – основа реализации Программы.
В Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования.1 Специфической особенностью Программы является
коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы с детьми,
имеющими нарушение интеллекта (умственно отсталыми).
В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к
коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта
отличительной особенностью данной Программы является выделение специфических
коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию
индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе
занятий с профильными специалистами, а также на формирование детско-родительских
отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
Программа основана на системном подходе, учитывающем возрастные психологические
новообразования, а также ведущую и типичные виды деятельности на каждом этапе
детства. Задачи обучения ориентированы на онтогенетические закономерности и
возрастные особенности нормативного детства. Но на каждом этапе обучения
учитываются возможности ребенка с нарушением интеллекта, чье развитие протекает в
условиях «смещенного сенситива».
Исключительной особенностью Программы является акцент на формирование способов
усвоения детьми общественного опыта в процессе взаимодействия с миром людей и
предметным окружением. Существенное отличие данной Программы от других
заключено в акценте на задачах, направленных на формирование возрастных
психологических новообразований и становление различных видов детской деятельности,
которые происходят в процессе организации специальных занятий с детьми при
преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении. Наряду с
традиционными образовательными областями в Программе выделен раздел
«Формирование деятельности», который позволяет реализовать особые образовательные
потребности детей с нарушением интеллекта, заложить основы для становления
самостоятельности и произвольности в разнообразных видах (оздоровительной,
воспитательной, эстетической, культурно-досуговой и др.) деятельности.
Особое внимание в Программе уделено стартовой и итоговой педагогической диагностике
развития детей в семи возрастных интервалах: 2 месяца-1 год, 1-2, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.
Педагогическое обследование является начальным этапом коррекционно-педагогического
воздействия. Методика педагогического обследования на разных возрастных этапах
представлена в приложении к Программе. Именно результаты педагогического
обследования показывают соотношение актуального уровня развития ребенка и зоны его
ближайшего развития, а не диагноз и степень интеллектуального нарушения. Они
ориентируют педагогов на разработку содержания коррекционно-развивающего обучения
и воспитания детей с учетом индивидуальных возможностей ребенка и с легкой, и с
умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости.
Программа может быть реализована в условиях различных организационных форм,
традиционных и вариативных: группы компенсирующего и комбинированного вида,
группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, инклюзивное/
интегрированное обучение, в том числе в условиях семейного воспитания.
По структуре Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и
организационного. Коррекционная составляющая Программы представлена в самом
содержании образовательных и воспитательных задач, реализация которых удовлетворяет
особые образовательные потребности детей с нарушением интеллекта. Это и является
спецификой данной Программы. Целевой раздел описывает цели, значимые для всех
субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, организаторов
образования. В содержательном разделе представлены задачи коррекционного обучения и
воспитания по годам обучения и в большинстве разделов Программы – по кварталам
обучения. Завершается описание всех видов формируемой детской деятельности на
каждом году обучения показателями развития различных сторон деятельности, поведения
и личности ребенка с нарушением интеллекта. Перечень оборудования и дидактических
материалов содержится в конце каждого содержательного параграфа.