Читательское развитие детей старшего дошкольного возраста

19.11.2018

В современной педагогической науке квалифицированный читатель рассматривается как человек, у которого «есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания». В старшем дошкольном возрасте, воспринимая на слух разнообразные тексты, постепенно усложняющиеся по структуре, содержанию, жанровым особенностям, дошкольники учатся представлять себе обстановку, в которой разворачиваются действия героев, прослеживать эти действия, восстанавливать контекст и подтекст описанных в тексте событий, учатся сравнивать и оценивать действия героев, сопереживать им. Вначале побуждаемые взрослыми, а затем самостоятельно дети пытаются предугадывать развитие событий и их последствия, исходя из логики освоенных жанров, накопленного личного и читательского опыта, в том числе и опыта решения разнообразных и постоянно усложняющихся читательских задач.

Поскольку под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания), отметим, что понимание текста – качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся (что очень важно!) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные чтения, совместные чтения, занятии по чтению и т.п.). Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать (то есть владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное), но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).

Читательское развитие в дошкольном детстве – это привитие любви к чтению, процесс первоначального приобщения детей к книге, с ее неисчерпаемыми возможностями для становления личности, воспитания элементарных навыков культуры чтения у детей, межличностного общения. Отсюда вытекает понимание сущности читательского развития детей старшего дошкольного возраста – процесса выработки у детей ценностного отношения к книге (акмеологический подход), развития знаний о книге и её назначении, развития умений наблюдать, исследовать книгу, выбирать интересующую книгу, эмоционально реагировать на прочитанное, эстетически воспринимать художественный текст, включать воображение по ходу чтения, находить в прочитанном ценностную и смысловую информацию. При организации читательского развития нужно учитывать и то, что в старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

Структура читательского развития старших дошкольников включает три компонента:

1)когнитивный компонент – определенный уровень элементарных теоретико-литературных знаний, способствующих благотворному общению ребёнка с книгой (знание жанровых особенностей сказки, рассказа, стихотворения, понимание идеи художественного произведения);Хочу такой сайт

2)эмоционально-мотивационный компонент – наличие потребности и интереса к чтению, эмоциональной реакции на прочитанное, ценностное отношение к книге;

3)деятельностный компонент – уровень восприятия текста, умение находить в прочитанном ценностную и смысловую информацию.

Традиционно в методике организации чтения художественной литературы со старшими дошкольниками принято выделять два основных метода: чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание воспитателя. Дополнительные методы: инсценирование и заучивание наизусть. Со старшими дошкольниками необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приёмы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги).

В организации занятий по чтению художественной литературы со старшими дошкольниками следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».