Основная образовательная программа дошкольного образования

Описание образовательной программы

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №7 – это нормативно-управленческий документ, характеризующий ценностно-целевые ориентиры, специфику развития содержания образования и организации образовательного процесса, его ресурсное обеспечение (материально-техническое, программно-методическое, медико-социальные условия пребывания детей в детском саду), разработанный с учётом потребностей воспитанников детского сада и их родителей.

Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана и утверждена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №7» (далее МБДОУ № 7), осуществляющим образовательную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа ориентирована на детей раннего возраста с 1,5 до 3 лет и детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и реализуется в течение всего времени их пребывания в дошкольной образовательной организации. Продолжительность пребывания детей в ДОО - 10-часовое пребывание с 07.30 до 17.30 часов, исключая выходные и праздничные дни. Режим посещения ребенком ДОО может определяться индивидуально (в пределах режима работы ДОО).

Программа реализуется на русском языке, являющимся государственным языком Российской Федерации.

Контингент воспитанников ДОО распределен по возрастным группам. Все группы сформированы по одновозрастному принципу. При этом при необходимости могут создаваться разновозрастные группы, наполняемость групп определяется с учетом имеющихся площадей и направленности группы.

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы Программы, являются:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);

         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

         Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями от 08 сентября 2020г.);       

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29.01.2021г, регистрационный №62296;

Устав МБДОУ № 7 (утв. Приказом Управления образования Артемовского городского округа от 24.10.2016г. № 253).

Программа призвана обеспечить гуманизацию и индивидуализацию образовательного процесса на основе:

- учета потребностей воспитанников детского сада, их родителей;

- отбора содержания и его реализации в соответствии с возможностями и потребностями детей;

- использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий;

-  сотрудничества дошкольной образовательной организации и семей воспитанников.

Цель Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности с учетом этнокультурной составляющей образования.  

В основе реализации Программы лежат  принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которые предполагают:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и

дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития,

- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерство с семьей;

-  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

          - обеспечение преемственности дошкольного  и  начального общего образования

Особое внимание в Программе уделяется физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию личности ребенка, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы,  самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной и музыкальной деятельности, двигательной формы активности

Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют:

·   забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

·        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

·        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

·        творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

·        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

·        уважительное отношение к результатам детского творчества;

·        единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

·        соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

 

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях

– социально-коммуникативной,

- познавательной,

- речевой,

- художественно-эстетической,

- физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),Хочу такой сайт

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает так же описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также описание особенностей воспитательного процесса, организуемого в ДОО (цели и задачи воспитания, виды, формы и содержание воспитательной деятельности с детьми).

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

- особенности организации образовательной деятельности,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

 

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Обязательная часть Программы обеспечивает комплексность подхода, развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений построена на основе региональной специфики, ориентирована на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание образования в части, формируемой участниками образовательных отношений представлено в следующих направлениях:

- ознакомление с историей, культурой и традициями родного края, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности (Мой край);

- развитие естественнонаучных представлений дошкольников (Мир на ладошке).

 

Задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений:

1. Воспитание любви к малой Родине, к родному краю, формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, поселку, культурному наследию своего народа.

2. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.).

3. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.

4. Формирование у воспитанников научной картины мира через развитие творческо-исследовательской активности.

 

Для достижения цели и задач первостепенное значение имеют:

- формирование у дошкольников личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (посёлка), Свердловской области;

- создание  условий, для активного приобщения детей к социальной действительности;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (составление рассказов, изготовление поделок,  аппликация, лепка, рисование);

- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;

        - разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми.

 

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в раннем возрасте

 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

 экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

 общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

 самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

 восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

 двигательная активность

 

в дошкольном возрасте

 игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

 коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

 познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

 восприятие художественной литературы и фольклора

 самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

 конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

 изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

 музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Цель совместной деятельности – установление партнерских отношений, объединение усилий для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создание атмосферы общности интересов, активизация родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.

 

Образовательная Программа предусматривает коррекцию нарушений в развитии дошкольников.

Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ отражается в адаптированных образовательных Программах, рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией. Обучение детей по адаптированным образовательным Программам проводится только с согласия родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

 выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;

 осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

 коррекцию речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;

 оказание родителям (законным представителям) детей консультативной и методической помощи по особенностям развития детей и направлениям коррекционного воздействия.

Целью коррекционной работы является: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.


ООП ДО МБДОУ №7 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575982 Директор/Заведующий Деревенко Оксана Александровна Дата подписания документа 18.11.2022 17:16:39 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».